Задача - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Задача - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием “задача”, со структурой задачи (условие, вопрос).

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; выделять задачи из предложенных текстов; записывать решение и ответ задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 7 (с. 89).

— Прочитайте задание.

— Кого из мальчиков как зовут? (Справа налево: Дима, Саша, Толя.)

— Прочитайте задание к рисунку на полях.

— Какая фигура следующая? (Прямоугольник, ширина которого составляет 1 палочку, а длина — 4 палочки.)

2. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)

3. Устный счет

Игра “Составь поезд”

— Номера вагонов зашифрованы с помощью примеров. Вычислите и поставьте вагоны в порядке возрастания номеров.

4. Фронтальная работа

— Составьте выражения по рисунку, объясните их смысл.

(2 + 3 = 5 — к 2 квадратам прибавили 3 круга, всего получили 5 фигур; 3 + 2 = 5 — к 3 кругам прибавили 2 квадрата, всего получили 5 фигур; 5 — 2 = 3 — из 5 фигур вычли 2 квадрата, осталось 3 круга; 5 — 3 = 2 — из 5 фигур вычли 3 круга, осталось 2 квадрата.)

— Составьте рассказ по рисунку.

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте два рассказа и сравните их.

1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?

2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

— Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник “Математика”, а какой — в учебник “Окружающий мир”? (Первый рассказ нужно поместить в учебник “Математика”, так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ нужно поместить в учебник “Окружающий мир”.)

— Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? (Задача.)

— Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

Правильно, сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.

(Учитель вывешивает табличку “ЗАДАЧА”.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со структурой задачи

— Что известно в задаче? (На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты.)

На языке математики это называется условием задачи.

(Учитель вывешивает табличку “УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ”.)

— Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили.)

Это вопрос задачи.

(Учитель вывешивает табличку “ВОПРОС ЗАДАЧИ”.)

— Сосчитайте, сколько овощей купили. (2 + 7 = 3 (ов.).)

Это решение задачи.

(Учитель вывешивает табличку “РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ”.)

— Еще раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Купили 3 овоща.)

Это ответ задачи.

(Учитель вывешивает табличку “ОТВЕТ ЗАДАЧИ”.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 88, что мы должны узнать сегодня на уроке.

№ 1 (с. 88).

— Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно.)

— Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (Это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать.)

— Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением. (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)

— Прочитайте ответ задачи.

№ 2 (с. 88).

(Разбирается по аналогии с предыдущей задачей.)

№ 3 (с. 88).

— Прочитайте, что известно в задаче. (Слава сделал 5корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика.)

— Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Условие задачи.)

— Прочитайте, что нужно узнать. (Сколько корабликов осталось у Славы.)

— Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Вопрос задачи.)

— Объясните решение задачи. (Слава кораблики отдал, их стало меньше, поэтому из 5 вычитаем 2.)

— Ответьте на вопрос задачи. (У Славы осталось 3 кораблика.)

V. Физкультминутка

Шел цыпленок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке,

А еще кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой —

К маме — курочке рябой.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 4 (с. 89).

— Решите примеры с помощью числового ряда. (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

№ 5 (с. 89).

— Что нужно сделать? (Поставить знаки >, < или =.) (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какой знак поставили в первом выражении?

(Дети показывают карточку. Если есть ошибки, неравенство объясняется. По аналогии разбираются остальные выражения.)

№ 6 (с. 89).

— Объясните, как составлены равенства в первом столбике. (К 1 прибавили 2, получилось 3. Значит, 3 — это 1 и 2. Если из 3 вычесть 2, получится 1.)

— Какое еще равенство можно составить по этому рисунку? (3 – 1 = 2.)

(Второй и третий столбики учащиеся по аналогии разбирают в парах.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 33.

— Прочитайте условие первой задачи. (У кошки 3 белых котенка и 2 черных.)

— Нарисуйте схему, изобразив котят синими и красными кругами.

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего котят?)

— Как ответить на вопрос задачи? (3 + 2 = 5 (к.).)

— Назовите ответ задачи. (Всего 5 котят.)

(По аналогии разбирается вторая задача. Следующее задание учащиеся выполняют самостоятельно. Проверка.)

— Прочитайте неравенства со знаком “больше”. (7 — 2 > 4, 9 — 1 > 7, 7 + 2 > 8.)

— Прочитайте равенства. (8 + 1 = 9.)

— Прочитайте следующее задание. Как получить число 5 разными способами? (5 = 3 + 2, 5 = 2 + 2 + 1, 5 = 3 + 1 + 1, 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1.)

— Прочитайте последнее задание.

— Начертите отрезки.

— Чему равен второй отрезок? (4 см.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 89). Можно использовать КИМы (работа над задачей, задание 1, с. 49).)

— Как вы поняли новую тему? Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задана, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.)

— Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т. д.)

Домашнее задание (по желанию)

Спросить у родителей, где им приходится решать задачи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]