Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: в ходе выполнения разнообразных заданий закреплять навыки прибавления и вычитания числа 3; познакомить со способом сравнения отрезков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; анализировать и решать текстовые задачи; измерять отрезки и сравнивать их длину; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
№ 8 (с. 109).
— Прочитайте задачу. Кто пришел первым? (Волк.)
2. Индивидуальная работа
Игра “Засели домик”
(Четыре ученика у доски вписывают числа в окошки. Проверка. Учитель показывает число. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 10 через один и обратно;
• от 1 до 10 через два и обратно.
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)
4. Работа над задачами
— Составьте задачу по рисунку и решите ее.
Варианты задачи:
1. Во дворе гуляли 3 щенка и 2 котенка. Сколько всего животных гуляло во дворе?
Решение: 3 + 2 = 5 (ж.).
Ответ: во дворе гуляли 5 животных.
2. Во дворе гуляли 5 животных. Из них 2 котенка, остальные щенки. Сколько щенков гуляло во дворе?
Решение: 5 — 2 = 3 (щ.).
Ответ: во дворе гуляли 3 щенка.
III. Самоопределение к деятельности
— У меня в руках две веревочки, и мне нужно их сравнить. Какие способы сравнения мы знаем? (Сравнение на глаз.)
— Посмотрите и скажите, какая веревочка длиннее.
— Каким еще способом можно сравнить веревочки? (Измерить при помощи линейки.)
(К доске выходят два ученика, измеряют веревочки линейкой и говорят, какая из них длиннее.)
— Какой еще способ вы помните? (Наложение.)
(Один ученик выходит к доске, накладывает одну веревочку на другую, говорит, какая веревочка длиннее. )
— Прочитайте тему урока. Что мы будем сегодня делать? (Сравнивать отрезки. )
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(На партах у учащихся по два отрезка: красный — 5 см и синий — 8 см.)
— Какой отрезок длиннее? (Синий.)
— Почему так решили? (Это видно на глаз.)
— Как проверить, не ошиблись ли мы? (Измерить длины отрезков.)
— Измерьте длины отрезков. Какой отрезок длиннее и на сколько сантиметров? (Синий отрезок на 3 см длиннее, так как 8 см — 5 см = 3 см.)
— Каким способом можно еще сравнить длины отрезков? (Наложением.)
— Как правильно наложить отрезки? (Совместить начала отрезков.)
— Какой отрезок длиннее и на сколько? (Синий, на незакрытую часть.)
— Отогните ее.
— Какой отрезок короче? (Красный короче на отогнутую часть.)
— Как думаете, чему равна длина отогнутого отрезка? (3 см.)
— Измерьте длину отогнутого отрезка. (3 см.)
V. Физкультминутка
Мы пришли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок,
И набрали кузовок.
А как птичка-то поет!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока
Брассом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошел.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 108, чему мы должны научиться сегодня на уроке. (Измерять и сравнивать отрезки.)
— Назовите три способа сравнения отрезков. (На глаз, наложение, измерение.)
— В каком случае нельзя сказать, на сколько один отрезок длиннее или короче другого? (При измерении на глаз.)
№ 2 (с. 108).
— Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять? (Измерим первый отрезок и начертим отрезок такой же длины в тетради. Измерим второй отрезок и начертим отрезок такой же длины в тетради.)
— Начертите отрезки.
(Проверка.)
— Отрезки какой длины вы начертили? (10 см и 9 см.)
— Какой отрезок длиннее и на сколько? (Красный, на 1 см.)
— Какой отрезок короче и на сколько? (Синий, на 1 см.)
— Как узнали? (10 см — 9 см = 1 см.)
№ 3 (с. 108).
— Прочитайте задание. Объясните. (Чтобы узнать, на сколько сантиметров один отрезок длиннее другого, нужно совместить начала отрезков и измерить расстояние от конца короткого отрезка до конца длинного отрезка или совместить начала отрезков и измерить часть, где только один отрезок.)
№ 1 (с. 108).
(Работа в парах. Один ученик называет предыдущее число, а другой — следующее.)
№ 4 (с. 108).
— Прочитайте задачу. Что такое пара? (Два предмета.)
— Что считают парами? (Обувь, носки, варежки и т.д.)
— Назовите условие задачи. (Бабушка связала 3 пары носков. Она дала внукам 2 пары носков.)
— Назовите вопрос задачи. (Сколько пар носков осталось у бабушки 7)
— Назовите решение задачи. (3 — 2 = 1 (п.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (Осталась 1 пара носков.)
— Почему задачу решали вычитанием? (Бабушка отдала носки, их стало меньше.)
— У бабушки осталась 1 пара носков, сколько это носков? (2.)
№ 5 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)
С яблоками — 2 п.
С капустой — 2 п.
Всего — ?
Решение: 2 + 2 = 4 (п.).
Ответ: 4 пирога.
— Почему вы решили, что с капустой 2 пирога, ведь в задаче это не сказано? (В задаче сказано, что пирогов с капустой столько же, сколько с яблоками, значит их 2.)
№ 6 (с. 109).
— По первому рисунку составьте задачу, которая решается сложением. (У Лены 6 кубиков, а у Оли 3 кубика. Сколько кубиков у девочек?)
— Как будете решать задачу? (6 + 3.)
— Объясните, как будете прибавлять число 3. (б + 2 + 1 = 9. К6прибавили 2, получилось 8. К8прибавили 1, получилось 9.)
— По второму рисунку составьте задачу, которая решается вычитанием. (У Пятачка было 6 шариков, 2 шарика улетели. Сколько шариков осталось у Пятачка 7)
— Назовите решение задачи. (6 — 2.)
— Объясните, как будете вычитать 2. (6 — 1 — 1 = 4. Из 6 вычли 1, получилось 5. Из 5вычли 1, получилось 4.)
№ 7 (с. 109).
(Первый пример объясняет один ученик всему классу. Второй и третий примеры учащиеся разбирают в парах, остальные решают самостоятельно. Взаимопроверка.)
— Оцените своего товарища.
(Выполнение заданий на полях: с. 108 — учащиеся кладут на окошки карточки и хором называют состав числа; с. 109 — находят числа методом подбора.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 39.
(Решение задач и примеров по цепочке с объяснением.)
— Прочитайте следующее задание. Какое число вы зачеркнули? Почему? (7, так как остальные числа записаны через одно.)
— Прочитайте следующее задание. Как определить, на сколько красный отрезок длиннее синего?
— Измерьте длину отрезков и выполните вычитание.
— Выполните задание. (Красный отрезок на 1см длиннее синего.)
— На сколько синий короче красного? (На 1 см.)
— Как можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: на зеленые и желтые.)
— Какое равенство можно записать? (6 + 2 = 8.)
— На какие еще две группы можно разделить эти фигуры? (По форме: на круги и квадраты.)
— Какое равенство вы запишете? (5 + 3 = 8.)
— Какие еще могут быть группы? (По размеру: большие и маленькие.)
— Какое тогда будет равенство? (5 + 3 = 8.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 109). Самостоятельное выполнение. Можно использовать КИМы (работа над задачей, задание 4, с. 51).)
— Кто научился измерять и сравнивать отрезки?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие способы сравнения отрезков вы узнали?