Таблицы сложения и вычитания с числом 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Таблицы сложения и вычитания с числом 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: на основе знаний о связи между целым и частями целого составить таблицы прибавления и вычитания числа 3; работать над их запоминанием.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицы сложения и вычитания с числом 3; решать примеры вида [ ] + 3 , [ ] - 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка с помощью “Светофора”.)

2. Устный счет

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)

• Сосчитай до 10 через один.

• Сосчитай до 10 через один, начиная с 2, 6, 4.

• Сосчитай до 10 через один в обратном порядке.

• Сосчитай до 10 через два.

— Покажите ответ с помощью карточек с цифрами.

• 5 —это 3 и...

• 6 —это 4 и...

• 7 — это 4 и...

• 8 —это 6 и...

• 8 — это 7 и...

• 4 —это 2 и...

• 2 — это 2 и...

• 10 —это 2 и...

— Запишите только ответы.

• Найдите сумму чисел 4 и 2. Из полученного результата вычтите 1. (5.)

• К 5 прибавьте 1. Увеличьте результат на 2. (8.)

• Из 9 вычтите 2. К полученному результату прибавьте 1. (8.)

• Уменьшите 5 на 1. Из полученного числа вычтите 2. (2.)

• 3 минус 2. К полученному числу прибавьте 1. (2.)

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 110. Прочитайте задание в начале урока.

— Кто понял, что мы сегодня будем делать?

Сегодня мы с вами будем составлять таблицы прибавления и вычитания числа 3. В этом нам поможет ряд чисел.

IV. Работа по теме урока

1. Составление таблиц

(На доске записан ряд чисел от 1 до 10.)

— Прибавьте к первому числу 3. Какой получится пример?

(1 + 3 = 4.)

(Учитель делает запись на доске, учащиеся иллюстрируют ее с помощью кругов.)

— Какой пример на вычитание можно составить по этому рисунку? (4 — 3= 1.)

(Учитель записывает пример во второй столбик.)

— Взгляните на ряд чисел. Какой следующий пример на сложение нужно записать? (2 + 3 = 5.)

(Учитель записывает пример, учащиеся иллюстрируют с помощью кругов.)

— Какой пример на вычитание составим по рисунку? (5 — 3 = 2.)

— Добавьте 1 красный круг, сколько кругов будет? (3.)

— Сколько синих кругов? (3.)

— Составьте пример на сложение. (3 + 3 = 6.)

— Какой пример на вычитание составим? (6 — 3 = 3.)

(Далее учащиеся составляют остальные записи, а учитель записывает их на доске. По окончании работы на доске должны получиться два столбика примеров.)

Эти таблицы нужно знать наизусть.

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 110. Объясните, как составлены таблицы.

— Положите закладку так, чтобы была видна только верхняя строка таблицы. На рисунке вы видите 1 белую карточку и 3 карточки с точками. Сколько всего карточек? (4.)

— Сколько получится, если к 1 прибавить 3? (4.)

— Сколько получится, если из 4 вычесть 3? (7.)

— Откройте следующую строку. Прочитайте пример. Решите пример, используя рисунок. (2 + 3 = 5.)

— Сколько будет, если из 5 вычесть 3? (2.)

— Как вы думаете, какой пример следующий? (3 + 3 = 6.)

— Какой пример на вычитание можно составить? (6 — 3 = 3.) (Оставшиеся примеры учащиеся решают по цепочке, пользуясь рисунком и числовым рядом. После этого проводится работа, направленная на запоминание таблиц. Учитель стирает ответы в примерах, записанных на доске, показывает примеры вразброс, а учащиеся называют ответы.)

— Прибавьте 3.

(Учитель показывает числа от 0 до 7, учащиеся — карточки с ответами.)

— Вычтите 3.

(Аналогично предыдущему заданию.)

— Посмотрите на числовой ряд. Какие числа выделены синим цветом? (Числа, которые получаются, если к 1 присчитывать 3.)

№ 1 (с. 110).

— Поставьте карточки в пустые клетки.

— Назовите состав чисел. (7 — это 4 и 3, 8 — это 6и 2, 9 — это 6 и 3, 10 — это 7 и 3.)

V. Физкультминутка

Раз, два — наклонилися слегка.

Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.

Пять, шесть — на лесенку надо залезть.

Семь, восемь — пробежаться вас попросим.

Девять, десять — вот и все.

Скоро встретимся еще.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 110).

— Прочитайте задачу.

— Назовите условие задачи. (У Ани было 5 игрушек. Она подарила подруге 3 игрушки.)

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько игрушек осталось у Ани?)

— Сделайте рисунок, изображая игрушки кругами.

— Можно ли по вашему рисунку ответить на вопрос? (Да. Нужно посчитать, сколько осталось незачеркнутых кругов.)

— Запишите решение задачи в тетрадь. (5 — 3 = 2 (иг.).)

— Измените условие задачи так, чтобы в ней спрашивалось, сколько игрушек стало у Ани. (У Ани было 5 игрушек. Подруга подарила ей еще 3 игрушки.)

— Сделайте рисунок к задаче и решите ее.

Решение: 5 + 3 = 8 (иг.).

Ответ: у Ани стало 8 игрушек.

№ 3 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)

Было — 6 р.

Подарили — 2 р.

Стало — ?

Решение: 6 + 2 = 8 (р.).

Ответ: теперь у Миши 8 рыбок.

№ 4 (с. 111).

Что делают дети? (Помогают маме на кухне.)

— Кто из вас умеет мыть посуду? А кто уже умеет чистить картофель? Как вы помогаете маме на кухне?

— Составьте задачи по рисунку и решите их самостоятельно. (Один ученик записывает решение задачи и ответ на откидной доске. Проверка.)

№ 5 (с. 111).

— Прочитайте задание. Измерьте стороны каждой фигуры.

— Какие результаты у вас получились? (У треугольника все стороны по 2 см, у прямоугольника две стороны по 2 см и две стороны по 4 см.)

№ 6 (с. 111).

(Самостоятельное выполнение.)

— Какую закономерность заметили в первом столбике? (Числа, которые вставили (1, 2, 3) — начало числового ряда.)

— Какую закономерность увидели во втором столбике? (Такую же.)

— Увидели ли закономерность в третьем столбике? (Нет.)

№ 7 (с. 111).

— Рассмотрите картинки на полях. Чем они похожи? (На них нарисованы красные, синие и зеленые круги.)

— Чем отличаются картинки? (Синий и зеленый круги меняются местами.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 44.

(Работа над задачей. Учащиеся самостоятельно дополняют условие, записывают решение и ответ.)

— Прочитайте следующее задание. Сделайте запись. Вычислите ответ. (8 + 2 = 10.)

— Самостоятельно измерьте отрезки. Запишите возможные равенства и неравенства.

(Проверка. Коллективный разбор возможных вариантов.)

VII. Рефлексия

(Работа в тетради с печатной основой (с. 44). Заполнение таблиц прибавления и вычитания числа 3 с использованием числового ряда.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте в учебнике, что сегодня на уроке было главным.

— Для чего нужно запоминать таблицы? (Ответы детей.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]