Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с новым видом задач; закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; использовать знаково-символические средства при решении задач нового вида.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа по карточкам

Карточка 1

+ 2

3

5

2

6

4

7

1








(Проверка в парах. Ответы записаны на доске: 5, 7, 4, 8, 6, 9, 3.)

— Сколько вы прибавили к каждому числу в первой строке? (2)

— На сколько увеличилось число во второй строке? (На 2.)

— Что значит “увеличить”? (Прибавить.)

Карточка 2

- 3

3

5

9

6

4

7

8








(Проверка в парах. Ответы записаны на доске: 0, 2, 6, 3, 1, 4, 5.)

— Сколько вы вычли из каждого числа в первой строке? (3.)

— На сколько уменьшилось число во второй строке? (На 3.)

— Что значит “уменьшить”? (Вычесть.)

2. Работа над задачами

— Запишите решения задач и объясните.

• В первой норке сидели 3 зайчонка, во второй — столько же. Сколько зайчат в двух норках? (3 + 3 = 6 (з.).)

• Маша положила в одну клетку с кроликами 2 морковки, в другую — столько же. Сколько морковок положила Маша в обе клетки? (2 + 2 = 4 (м.).)

— Как вы понимаете выражение “столько же”? (Такое же количество, одинаковое количество и т. п.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учащиеся работают с картинками из приложения “Разрезной счетный и игровой материал по математике для 1 класса”.)

— Выложите в первый ряд 5 зайцев, а во второй — столько же морковок.

— Сколько морковок вы выложили? (5.)

— Как сделать, чтобы морковок стало на 2 больше, чем зайцев? (Выложить еще 2морковки.)

— Положите 2 морковки во второй ряд. Каких картинок стало больше? На сколько больше? (Морковок стало больше на 2.)

(Учитель выставляет две коробки и мешок с кубиками.)

— Посчитайте, сколько кубиков я положу в первую коробку. (Учащиеся считают хором.)

— В другую коробку мне надо положить на 2 кубика больше. Как это сделать?

(Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, коллективно находят способ ее решения: сначала надо положить в коробку столько же кубиков, затем добавить еще 2.)

— Что мы сегодня будем учиться делать на уроке? (Увеличивать число.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 6. Рассмотрите рисунок. Сколько чашек с блюдцами изображено? (7)

— Сколько салфеток для них надо выложить? (7.)

— Рассмотрите первую схему к рисунку. Сколько синих кругов на схеме? (7)

— Прочитайте, что сказано о числе красных кругов. (Их столько же, сколько синих.)

— Прочитайте вопрос. Вставьте вместо точек число. Сколько синих кругов? (7)

— Прочитайте равенство. Что оно означает? (Семь равно семи. Красных кругов столько же, сколько синих.)

— Рассмотрите второй ряд на рисунке. Сколько салфеток еще положили? (2.)

— Сколько синих кругов на второй схеме к рисунку? (7)

— На сколько красных кругов больше? (На 2.)

— Что значит “на 2 больше”? Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом.

— Сколько красных кругов на схеме? (7 + 2 = 9.)

V. Физкультминутка

Бегать я могу вприпрыжку,

Ты меня увидишь в книжке.

Длинноухого поймай-ка!

Я веселый, быстрый зайка.

Ю. Светлова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 6).

— Сколько квадратов надо положить в первый ряд? (5.)

— Что сказано о количестве кругов? (Их надо положить столько же.)

— Сколько еще кругов надо положить, чтобы их стало на 2 больше? (2.)

— Что значит “на 2 больше”? (Это столько же и еще 2.)

№ 2 (с. 6) — вариант 1.

№ 3 (с. 6) — вариант 2.

(Учащиеся составляют схемы к задачам. Коллективная проверка.)

— Сколько кругов нарисовали к задаче № 2 во втором ряду? (9.)

— Что значит “на 1 больше”? (Столько же и еще 1.)

— Какое решение надо записать? (8 + 1 = 9 (л).)

— Сколько кругов нарисовали к задаче № 3 во втором ряду? (8.)

— Что значит “на 3 больше”? (Столько же и еще 3.)

— Какое решение надо записать? (5 + 3 = 8 (л).)

2. Работа в тетрадях с печатной основой

№ 1 (с. 4).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 6). Взаимопроверка. Ответы записаны на доске. Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)

— Оцените своего товарища:

• молодец, все выполнено правильно;

• хорошо, пока есть ошибки, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь товарищей?

— Кто доволен своей работой на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые знания вы получили на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?






Для любых предложений по сайту: [email protected]