Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: познакомить с новым видом задач; закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; использовать знаково-символические средства при решении задач нового вида; оценивать себя и корректировать свои действия.
Ход урока
I. Организационный момент
— Отгадайте загадку.
Заблудилась я с лукошком
И увидела избушку.
Там живет семья лесная:
Три медведя... Ты их знаешь?
— В какую сказку мы отправляемся в путешествие? (“Три медведя”.)
II. Актуализация знаний
(Учитель выкладывает на наборное полотно картинки. Учащиеся составляют на партах схемы к задачам.)
Маша зашла в избушку и увидела у стола 3 стула.
(Учитель выкладывает 3 стула.)
— Выложите на парту 3 синих квадрата.
На столе стояло столько же тарелок, сколько было стульев.
(Учитель выкладывает 3 тарелки.)
— Выложите столько же оранжевых квадратов, сколько синих. Сколько оранжевых квадратов вы выложили? (3.)
— Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем было тарелок. Положите на парту столько кругов, сколько стаканов поставила Маша.
— Сколько кругов вы выложили? (4.)
— Почему? (Стаканов на 1 больше, чем тарелок, 3 + 1 = 4.)
— Что значит “на 1 больше”? (Столько же и еще 1.)
— Маша увидела в буфете 3 конфеты. Выложите 3 красных круга.
— А пряников было на 3 больше. Обозначьте их синими кругами.
— Сколько синих кругов вы положили? (6. )
— Почему? (Пряников на 3 больше, чем конфет, 3 + 3 = 6.)
— Кто правильно выполнил задание?
III. Самоопределение к деятельности
Маша увидела в спальной комнате медведей 6 подушек.
(Учитель выкладывает 6 квадратов.)
— Маше нужно сделать так, чтобы подушек было на 3 меньше. Сколько квадратов я должна выложить во второй ряд? Как это сделать?
(Учащиеся обсуждаю! проблемную ситуацию, совместно с учителем находят способ се решения: сначала надо положить на полотно столько же квадратов, а потом 3 убрать.)
— Мы положили столько же квадратов, но без 3. Что мы сегодня будем учиться делать на уроке? (Уменьшать число на не сколько единиц.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 7. Сколько тарелок у медведей на первой полке? (4.)
— А на нижней? (4.)
— Что вы можете сказать о тарелках в верхнем и нижнем рядах? (Их поровну. Столько же.)
— Сколько ложек в верхнем ряду? (4.)
— А в нижнем ряду? (3.)
— Сколько ложек не хватает до 4? (1.)
Значит, в нижнем ряду 4 ложки без 1.
— Рассмотрите схемы. Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом.
V. Физкультминутка
Мишка шел, шел, шел
(Ходьба на месте.)
И грибочек нашел.
(Наклон.)
Вот какой грибочек!
(Высоко поднять руки, потянуться.)
Мишка шел, шел, шел
(Ходьба на месте.)
И ягоду нашел.
(Наклон.)
Вот какая ягода!
(Высоко поднять руки, потянуться.)
Мишка шел, шел, шел
(Ходьба на месте.)
И шишку нашел.
(Наклон.)
Вот какая шишка!
(Высоко поднять руки, потянуться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 7).
(Самостоятельное выполнение.)
— Проверьте своего соседа. Прокомментируйте друг другу, что значит “на 2 меньше”.
2. Работа в тетради с печатной основой
— Помогите Машеньке выбраться из леса. Выполните следующие задания.
№ 1-3 (с. 4).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение.)
— Кто хочет назвать ответ? (Валя нарисовала 3 синих треугольника.)
(Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)
— Кто понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи вы научились решать на уроке?