На сколько больше? На сколько меньше? - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

На сколько больше? На сколько меньше? - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: продолжать учить выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать группы предметов; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Практическая работа

Игра “Составь узор”

— Положите синий квадрат. Справа от него положите маленький красный круг.

— Слева от синего квадрата положите большой красный круг.

— Ниже синего квадрата положите маленький красный круг.

— Выше маленького красного круга положите синий квадрат.

— Справа от маленького красного круга положите большой красный круг.

(Проверка. Узор выполнен на откидной доске.)

— Оцените себя. Поднимите руку те, кто уже хорошо различает левую и правую стороны.

— Поднимите руки те, кто еще не очень хорошо ориентируется в направлениях и ошибается.

Вы тоже молодцы потому, что увидели свои ошибки и теперь можете их исправить.

III. Самоопределение к деятельности

— Как узнать, каких фигур мы положили больше: красных или синих? (Поставить их в пары.)

— Поставьте красные и синие фигуры в пары. Каких фигур больше? Почему? (Больше красных фигур, потому что им не хватило пар.)

— Каких фигур меньше и почему вы так решили? (Меньше синих фигур, потому что их не хватает для того, чтобы составить пары.)

— Кто догадался, на сколько красных фигур больше? (На 2, потому что двум красным фигурам не хватило пары.)

— Возьмите в руки и покажите фигуры, которым не хватило пары.

— На сколько синих фигур меньше? (На 2, потому что две красные фигуры остались без пар.)

— Покажите фигуры, которым не хватило пар.

(Учащиеся показывают те же фигуры, что и в прошлый раз.)

— Оба раза вы показали одни и те же фигуры. Что мы узнали по этим фигурам? (Красных фигур на 2 больше, чем синих. Синих фигур на 2меньше, чем красных.)

— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте тему урока.

— Что мы должны узнать на уроке? (Как определить на сколько больше, меньше.)

— Можете ли вы уже сейчас сказать, как определить, на сколько предметов больше или меньше? (Нужно поставить предметы в пары. Количество лишних предметов показывает, на сколько одних предметов больше (меньше), чем других.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 12. Куда ходили ребята? (На экскурсию. )

— Кого больше в классе: девочек или мальчиков? (Девочек, не всем девочкам хватило пары.)

— На сколько больше девочек? (На 1, только, одной девочке не хватило пары.)

— На сколько мальчиков меньше? (На 1, потому что одной девочке не хватило пары.)

— Прочитайте вопросы к рисунку на полях. Ответьте на вопросы. (Больше дубовых листьев. Меньше кленовых листьев. На 1 лист.)

— Как вы узнали? (Поставили листья в пары. Без пары остался один дубовый лист, значит, их больше на 1, а кленовых — меньше на 1.)

— Рассмотрите рисунок с треугольниками. Что нужно сделать, чтобы синих и красных треугольников стало поровну? (Убрать 1 синий треугольник или добавить 1 красный треугольник.)

— Что нужно сделать, чтобы красных треугольников стало меньше, чем синих? Добавить 2 (или более) красных треугольника или убрать 2 (или более) синих треугольника.)

— Что нужно сделать, чтобы синих треугольников стало меньше, чем красных? (То же самое: добавить 2 (или более) красных треугольника или убрать 2 (или более) синих треугольника.)

V. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал,

Зайка тут же убежал.

(Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 13. Хватит ли шариков всем гномам? Да, так как шариков больше, чем гномов.)

— Прочитайте задание повышенной сложности и задание на полях. Выберите то, которое вам хочется выполнить.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответ к заданию повышенной сложности записан на откидной доске: петух, кошка, собака.)

— Встаньте те, кто выполнил задание верно.

— Кто выполнял задание на полях? Сравните рисунки. Чем они похожи? (Одинаковые фигуры.)

— Чем отличаются? (Расположением фигур: на первом рисунке красная фигура вверху, синяя третья сверху, а коричневый треугольник внизу; на втором рисунке синяя фигура вверху, коричневый треугольник третий сверху, а красная фигура внизу.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 7. Прочитайте первое задание. Самостоятельно раскрасьте шарики парами.

— Какие шарики остались нераскрашенными? Сколько их? (Синие, их 2.)

— Какой вывод можно сделать? (Синих шариков на 2 больше, чем красных.)

— Проверьте, как вы умеете сравнивать. Вспомните, что нужно сделать, чтобы сказать, каких предметов больше. Выполните следующее задание сами. Закрасьте фигуру нужным цветом.

— Как вы сравнивали? (Ставили фигуры в пары.)

— Каким цветом закрасили квадрат? (Красным, потому что красному квадрату не хватило пары.)

— Каким цветом закрасили круг? (Зеленым, потому что зеленых кругов не хватило, для того чтобы составить пару.)

(Самостоятельное выполнение задания на клеточках. Возможен вариант: большой зеленый квадрат, большой синий квадрат, маленький зеленый квадрат.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 13).)

— О каких фигурах можно сказать “столько же”, “больше”, “меньше”?

(Можно предложить проверочную работу № 1 (см. тетрадь для проверочных работ*).)

— Оцените свою работу на уроке.

— Поднимите руки те, кто сегодня не ошибался.

— Поднимите руки те, у кого ошибок было немного.

— Кто еще недостаточно хорошо разобрался в теме? Кому нужна помощь?

VIII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы сегодня на уроке учились отвечать? (На сколько больше? На сколько меньше?)

— Как узнать, на сколько больше или меньше? (Поставить предметы в пары. Количество предметов, оставшихся без пары, показывает, на сколько одних предметов больше (меньше), чем других.)


* Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. I класс. М.: Просвещение, 2010.






Для любых предложений по сайту: [email protected]