Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
На сколько больше? На сколько меньше? - Урок 2 - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: закрепить умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько, уравнивать количество предметов в группах, убирая или добавляя предметы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать количество предметов в группах; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 3 до 7, от 5 до 9, от 2 до 5;
• от 9 до 5, от 6 до 4, от 8 до 3.
— Назовите:
• число, которое называем при счете перед числом 3, 7;
• число, которое называем при счете после числа 8, 6;
• соседей чисел 4, 7;
• число, которое стоит между числами 5 и 7, 2 и 4, 8 и 10.
III. Работа по теме урока
Практическая работа
Игра “Разноцветный коврик”
— Выложите первый столбик. Положите красный квадрат выше зеленого, но ниже синего.
— Какой квадрат выше красного? (Синий.)
— Выложите второй столбик так, чтобы зеленый квадрат находился ниже синего, но выше красного.
— Выложите третий столбик так, чтобы красный квадрат находился выше синего, а зеленый выше красного.
— Выложите четвертый столбик: синий квадрат правее зеленого, а зеленый правее синего. Между ними положите синий квадрат.
(После выполнения каждого задания учитель показывает правильный ответ. Дети проверяют, все ли они сделали правильно. В итоге должна получиться следующая картинка.)
С |
С |
3 |
С |
К |
3 |
К |
С |
3 |
К |
С |
3 |
— Посмотрите на первый ряд сверху. Какой квадрат находится между синим и зеленым? (Синий.)
— В каком ряду между двумя красными находится зеленый квадрат? (В среднем.)
— Какая фигура нижнего ряда правее синего квадрата? (Зеленый квадрат.)
— Левее красного квадрата? (Зеленый квадрат.)
— Каких квадратов мы положили больше? Как это узнать? (Объединить их в пары.)
— Поставьте парами красные и зеленые квадраты. Каких квадратов больше? (Больше зеленых квадратов, потому что им не хватило пары.)
— На сколько зеленых квадратов больше, чем красных? (На 1. Один зеленый квадрат остался без пары.)
— Каких квадратов меньше и на сколько? (На 1 красный квадрат меньше, так как одного красного квадрата не хватило для того, чтобы получилась пара.)
— Поставьте ниже синие квадраты. Что вы можете сказать об их количестве? (Их больше, чем красных и зеленых, так как им не хватает пар.)
— На сколько синих квадратов больше, чем зеленых? (На 1.)
— На сколько зеленых квадратов меньше, чем синих? (На 1.)
— На сколько синих квадратов больше, чем красных? (На 2.)
— На сколько красных квадратов меньше, чем синих? (На 2.)
— Сосчитайте, сколько всего красных квадратов. (3.)
— Сколько всего зеленых квадратов? (4.)
— Сколько красных и синих квадратов вместе? (8.)
— Оцените себя с помощью “Светофора”:
• зеленый цвет — я все понял, могу идти дальше;
• желтый — внимание, я еще ошибаюсь;
• красный — нужно остановиться, не понимаю.
IV. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 14. В какую сказку мы попали? (“Волк и семеро козлят”.)
— Кто автор сказки? (Это народная сказка.)
— Посчитайте, действительно ли козлят семь. (Да.)
— Прочитайте задание к иллюстрации.
(Учащиеся читают задание хором.)
— Прочитайте задание шепотом еще раз и скажите, сколько вопросов в этом задании. (4.)
(Работа в парах. Первые два вопроса читает один ученик, отвечает на них и объясняет соседу, следующие два вопроса — другой ученик.)
— У какой пары появились вопросы?
(Если какой-то вопрос вызвал затруднения, его нужно обсудить коллективно.)
— Оцените друг друга. Скажите соседу:
• мне кажется, что ты все понял;
• мне кажется, ты еще не все понял;
• мне кажется, тебе нужно подойти к учителю за объяснением.
— Встаньте те, кто все понял.
— Встаньте те, у кого еще иногда встречаются ошибки.
— Те ребята, которым посоветовали подойти к учителю, подойдите ко мне на перемене.
— Рассмотрите таблицу, приведенную ниже. Что изображено? (Яблоки, груши, лимоны.)
— Как их назвать одним словом? (Фрукты.)
— Прочитайте вопросы к таблице.
— Чего больше? (Груш.)
— Чего меньше? (Лимонов.)
— Как сделать, чтобы стало столько же? (Примерный ответ. Положить 1 лимон, и лимонов станет столько же, сколько яблок. Положить 2 лимона, и лимонов станет столько же, сколько груш. Положить 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько груш. Убрать 1 яблоко, и яблок станет столько же, сколько лимонов. Убрать 1 грушу, и груш станет столько же, сколько яблок. Убрать 2 груши, и груш станет столько же, сколько лимонов.)
— Как можно двумя способами уравнять две группы предметов? (Добавить недостающие или убрать лишние предметы.)
— Рассмотрите рисунок на с. 15. Прочитайте вопросы к нему. Ответьте на вопросы. (Одной лопатки не хватит. По одному ведру хватит всем.)
— Какое задание нужно выполнить на полях? Прочитайте его шепотом. Как вы поняли, что нужно сделать? (Нужно найти продолжение для верхней нитки бус.)
— Что для этого нужно сделать? (Найти закономерность, в соответствии с которой нанизаны бусинки на верхнюю нитку, и проверить, на какой из нижних ниток она соблюдается.)
— Установите закономерность. (Большая синяя, две маленькие красные.)
— Какая нитка подойдет для продолжения бус? (Первая.)
— Почему не подходит вторая? (На ней синие бусинки маленькие, а красные большие.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 8. Прочитайте перовое задание.
— Как, не считая, определить, чего больше? (Поставить парами.)
— Соедините каждую картинку с ответом.
— Посмотрите на следующее задание. Что меняется при переходе от одного рисунка к другому? (Форма фигур.)
— Как сделать так, чтобы менялся еще и цвет? (Закрасить каждую фигуру своим цветом.)
— Проследите, что меняется на следующем рисунке. (Цвет и количество треугольников.)
— Что вы нарисуете в последней рамке? (2 треугольника красного цвета.)
— Прочитайте, какое задание нужно выполнить на клеточках.
— Сколько флажков вы нарисуете? (4.)
— В какую сторону они будут повернуты? (Влево.)
VI. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 15). Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы по очереди.)
— Какие способы уравнивания помидоров вы нашли? (Убрать 1 помидор с куста на рисунке слева или добавить 1 помидор на куст на рисунке справа.)
(Можно использовать КИМы (проверочная работа, с. 30—32).)
— Оцените свои знания.
— У кого сегодня на уроке получилось то, что не получалось раньше?
— Кому еще нужно немного постараться, чтобы научиться хорошо сравнивать группы предметов?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Чем вы поделитесь дома с родителями?