Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: научить применять прием перестановки слагаемых при выполнении сложения вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверить знание состава чисел; закреплять изученные вычислительные приемы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять переместительное свойство сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например прибавление числа по частям; моделировать с помощью схематических рисунков математические законы; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
Игра “Расшифруй письмо”
— Ребята, Незнайке пришло письмо от Синеглазки из Солнечного города. Но он никак не может его расшифровать. Помогите ему, пожалуйста.
(Учащиеся получают карточки с рисунками и цветные карандаши и рисуют вместо вопросов пропущенные фигуры.)
— Какие фигуры вы нарисовали? О каком математическом законе хотела нам рассказать Синеглазка? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)
2. Устный счет
Игра “Укрась елочку”
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
4 + 5 = 4 + 5
4 + 5 = 4 + 2 + 3
— Сравните равенства. Что вы заметили? (Слева выражения одинаковые, а справа разные.)
— Какой математический закон используется в первой строке? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется. )
— Как прибавили число 5 во второй строке? (Чтобы прибавить 5, можно сначала прибавить 2, а потом еще 3.)
— Как вы поняли, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 15 задание к уроку.
— Рассмотрите рисунки. Какие книги стояли на полке? (2 желтые и 5 синих.)
— Посмотрите на записи к первому рисунку и объясните, как гномы придвинули к 2 желтым книгам 5 синих книг. (Сначала придвинули 2 синие книги, а потом еще 3.)
— Прокомментируйте решение примера под чертой. (К 2 прибавили 2, получили 4, прибавили еще 3, получили 7.)
— Посмотрите на второй рисунок. Как здесь гномы сложили синие и желтые книги? (К 5 синим книгам прибавили 2 желтые.)
— Сделайте вывод о том, как можно разными способами прибавить число 5.
— Какой способ удобнее, короче?
V. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку —
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире —
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 15).
— Рассмотрите рисунки.
— Двум друзьям дали задание сложить красные и желтые кубики вместе. Как они это сделали?
— Объясните по первому рисунку, как складывал кубики первый мальчик. (К 1 красному кубику начал прикладывать желтые кубики.)
— Как сложил вместе кубики второй мальчик? (К желтым кубикам прибавил 1 красный.)
— Кому легче сложить кубики? Почему? (Второму мальчику — к 6 прибавить 1 легче.)
— Прочитайте, какие примеры записаны под рисунками.
— Почему это возможно? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)
№ 2 (с. 15).
(Учащиеся комментируют решение примеров и записывают их под чертой в тетрадь.)
— В каких случаях полезно переставить слагаемые? Для чего и почему это необходимо?
№ 3 (с. 15).
— Прочитайте условие задачи.
— Сколько вопросов поставлено к этому условию? (Два.)
— Ответим на первый вопрос задачи.
(На доске записаны два варианта решения.)
5 - 2 = 3
5 - 3 = 2
— С помощью сигнального круга покажите, согласны вы или нет.
— Кто согласен с первым решением? Кто согласен со вторым решением?
— Докажите свое мнение. (Правильное первое решение, так как на 2 меньше — это столько же, но без двух. Значит, надо из 5 вычесть 2, а не 3.)
— Можно сказать, что мы решили задачу? (Нет, так как есть второй вопрос. Нужно найти, сколько всего цветочков вышили девочки.)
— Могли ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет, чтобы узнать, сколько всего цветочков вышили девочки, надо знать, сколько цветочков вышила каждая девочка, а мы не знали, сколько цветочков вышила Вера.)
— А сейчас можем ответить на этот вопрос? (Да.)
— Запишите решение. (5 + 3 = 8 (ц.).)
— Ответьте на вопрос. (Девочки вышили всего 8цветочков.)
№ 4 (с. 15).
— Прочитайте задачу.
— Каким действием будем решать задачу? (Сложением, так как Таня знает на 3 сказки больше.)
— Надо считать, сколько сказок знают обе девочки? (Нет, в задаче спрашивается только о Тане.)
№ 5 (с. 15).
(Соревнование. На решение примеров отводится 5 мин. Проверка. Ученики одного варианта по цепочке называют ответы, а класс оценивает их с помощью “Светофора”. Выявляются победители — ученики, которые не допустили ошибок и решили большее количество примеров.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 9).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 15). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объясняет решение и называет ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
— Кто понял тему?
— Кто может объяснить ошибки товарищам?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой математический закон мы сегодня использовали при решении примеров?
— Кому новые знания помогли сегодня быстро считать?