Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Связь между суммой и слагаемыми - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закрепить знание о взаимосвязи сложения и вычитания; повторить правило нахождения неизвестного слагаемого.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Верно — неверно”
(Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, учащиеся показывают зеленый сигнал “Светофора”, если неверное — красный.)
• Если из 8 вычесть 3, то получится 5. (+)
• Сумма чисел 4 и 3 равна 1. (—)
• Если 1 увеличить на 6, то получится 7. (+)
• Если к 3 прибавить столько же, то получится 8. (—)
• Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4. (—)
• Если к 3 прибавить 2 и еще раз 2, то получится 8. (—)
• Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое. (+)
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 47).)
2. Индивидуальная работа
(Один ученик у доски решает примеры, расставляет буквы в таблице и читает получившееся слово.)
8 + 2 = ... (С)
10 — 2 = ... (Н)
10 — 8 = ... (Р)
3 + 6 = ... (А)
9 — 3 = ... (Д)
9 — 6 = ... (Е)
9 |
8 |
6 |
3 |
2 |
10 |
3 |
8 |
Ответ: Андерсен.
(Остальные учащиеся работают в парах: по очереди задаю г друг другу примеры из таблицы сложения.)
— Как вы поработали в парах? Оцените своего соседа по парте:
• молодец, ты все ответил правильно:
• хорошо, еще немного ошибаешься.
• тебе нужна помощь учителя.
— Прочитайте слово, которое расшифровал ваш одноклассник. Кто такой Андерсен? (Это сказочник.)
— Какие сказки Андерсена вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите еще раз на примеры на доске. Какой математический закон использовал ваш товарищ при решении?
(Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)
— Как вы поняли, что мы сегодня на уроке будем закреплять?
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметные картинки с изображением апельсинов и три предметные картинки с изображением груш. Рядом записывает числовые выражения.)
4 + 3
3 + 4
— На какие две группы можно разделить фрукты? (Груши и апельсины.)
— Объясните, что означает каждое число. Прочитайте эти примеры, пользуясь терминами “первое слагаемое”, “второе слагаемое”, “сумма”.
— Положите перед собой столько красных квадратов, сколько картинок с изображением апельсинов. Положите перед собой столько синих квадратов, сколько картинок с изображением груш.
— Как с помощью цифр и математических знаков записать, сколько всего квадратов вы положили? (4 + 3 = 7.)
— Уберите все красные квадраты. Какие квадраты остались? Сколько их? (4.)
(Учитель под равенством 4 + 3 = 7 записывает схему [ ] — [ ] = [ ])
— Какое число можно записать после знака “минус”? (4.)
— Какое число можно записать после знака “равно”? (3.)
— Какое число нужно записать в первое окошко? (7.)
— Прочитайте пример на вычитание, называя числа так, как в первом примере. (Из суммы 7вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 3.)
(Аналогично составляется и разбирается равенство 7 — 3 = 4.)
V. Физкультминутка
Выше ноги! Стой - раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 27).
— Рассмотрите рисунки. Как составлены примеры?
(Учащимся предлагается по желанию самим составить подобные примеры. Остальные работают вместе с учителем.)
— Как получили второй и третий примеры в первом столбике?
— Какое число получится?
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
— Какое правило вам помогло выполнить задание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)
(Заслушиваются ответы учащихся, выполнивших творческое задание.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1—3 (с. 13).
3. Работа по учебнику
№ 2 (с. 27).
— Закончите вопрос задачи и решите устно.
— Почему задача решается вычитанием?
№ 3 (с. 27).
— Прочитайте задачу.
— Незнайка решил эту задачу так: 4 + 2 = 6 (р.). На какой вопрос не ответил Незнайка? (Сколько всего рыбок поймали Митя и папа?)
— Как ответить на этот вопрос? (4 + 6 = 10 (р.).)
№ 4 (с. 27).
(Учитель читает пример, учащиеся записывают только ответ. Проверка.)
№ 5 (с. 27).
(Самостоятельное выполнение.)
— Отрезки какой длины вы начертили? (7 см и 8 см.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 27). Вариант 1 — первое равенство, вариант 2 — второе равенство. Проверка. Учащиеся проверяют свои работы, ошибки исправляют карандашом.)
— Кто хорошо понял тему?
— Какое задание вам показалось самым интересным?
— Какое задание вызвало затруднения?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое математическое правило мы закрепляли на уроке?
— Что вас порадовало?