Связь между суммой и слагаемыми - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Связь между суммой и слагаемыми - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания; вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; использовать речь для регуляции своего действия; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить плитку на отдельные дольки? (5.)

• В семье двое детей. Саша — брат Жени, но Женя ему не брат. Как такое может быть? (Женя — сестра.)

• Половину всех своих золотых монет Буратино отдал за обед в харчевне, а остальные 3 монеты по совету лисы Алисы и кота Базилио закопал в землю. Сколько золотых монет было у Буратино? (6.)

2. Устный счет

(Учитель показывает числа (до 10), а учащиеся — состав этих чисел. Три ученика (по одному от каждого ряда) стоят у доски и проверяют правильность ответов.)

III. Самоопределение к деятельности

— Вставьте пропущенные знаки и числа.

— На какие группы можно разделить примеры?

— Как называются числа при сложении?

— Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины “слагаемое” и “сумма”?

— Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметные картинки с изображением белых зайчиков и две картинки с изображением серых зайчиков.)

— Сколько перед вами серых зайчиков? (2.)

— Сколько белых зайчиков? (4.)

— Сколько всего зайчиков? Как это записать? (4 + 2 = 6.)

(Учитель записывает равенство на доске.)

— Как можно прочитать это равенство, используя термины “сумма”, “слагаемое”? (Сумма чисел 4 и 2 равна 6. Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.)

— Всего 6 зайчиков. Сколько зайчиков останется, если убегут 4 белых зайчика? (2.)

(Учитель убирает 4 картинки с изображением белых зайчиков и под диктовку детей записывает под первым равенством второе: 6 — 4 = 2.)

— А если из тех же 6 зайчиков убегут не 4 белых зайчика, а 2 серых, то сколько зайчиков останется? (2.)

(Учитель вновь ставит на наборное полотно 4 картинки с изображением белых зайчиков и убирает 2 картинки с изображением серых зайчиков. Под вторым равенством учитель записывает третье равенство: 6 — 2 = 4.)

Итак, 6 — это 4 и 2. Если убрать 4, то останется 2, а если убрать 2, то останется 4. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье равенства: из суммы 6 вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 4.

— Приготовьте геометрические фигуры.

(Один ученик работает у доски.)

— Положите на парту 4 треугольника синего цвета и 3 треугольника оранжевого цвета.

— Сколько треугольников синего цвета?

— Сколько треугольников оранжевого цвета?

— Сколько всего треугольников? (7.)

— Как это записать? (4 + 3 = 7.)

— Уберите 4 треугольника синего цвета.

— Сколько треугольников было? (7.)

— Сколько осталось? (3.)

— Как получили число 3? (7 — 4 = 3.)

— Положите фигуры обратно. Сколько всего треугольников? (7.)

— Уберите теперь 3 оранжевых треугольника. Сколько осталось? (4.)

— Как получили число 4? (7 — 3 = 4.)

(По окончании работы на доске должен быть записан столбик примеров.)

4 + 3 = 7

7 — 4 = 3

7 — 3 = 4

— Что заметили? (Когда из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, получили второе слагаемое 3. Когда из суммы 7 вычли второе слагаемое 3, получили первое слагаемое 4.)

2. Работа по учебнику

№ 1 (с. 26).

— Прочитайте равенства. Объясните, как их получили.

Сейчас мы научимся читать равенства по-другому.

— Прочитайте первый пример, используя слова “первое слагаемое”, “второе слагаемое”, “сумма”. (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5.)

— Как получили второй пример, третий? (Из суммы 5 вычли первое слагаемое 3 и получили второе слагаемое 2. Из суммы 5 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 3.)

V. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

(Бег на месте.)

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте.)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 26).

— Прочитайте примеры, используя названия компонентов и результата.

№ 3 (с. 26).

(Работа в парах. Один ученик читает начало предложения, другой заканчивает, затем наоборот.)

№ 4 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какой ответ в первой задаче? (6.)

— У кого такой ответ?

— Какой ответ во второй задаче? (6.)

— У кого такой ответ?

(Учащиеся, справившиеся с решением задач быстрее остальных, дополнительно выполняют задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 11).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 26). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом.)

— Какое задание вам было интересно выполнять в парах?

— Оцените, как вы поняли материал, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

— Что вас удивило?

— Как этот закон нам может помочь?






Для любых предложений по сайту: [email protected]