Вычитание вида 6 – [ ], 7 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Вычитание вида 6 – [ ], 7 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: познакомить с приемами вычислений вида 6 – [ ], 7 – [ ].

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала) и рисунков; выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Летела стая гусей: 2 впереди, 1 позади, 2 позади, 1 впереди. Сколько было гусей? (3.)

• Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов? (2.)

• Сыне отцом, да отец с сыном, да дедушка внуком. Сколько всех? (3.)

• Шли муж с женой да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили их поровну. Сколько было людей? (Трое: жена, брат жены и муж.)

• Палку с двумя концами распилили пополам. Сколько стало концов? (Стало 2 палки, 4 конца.)

• У стола 4 угла. Сколько углов останется, если один отпилить? (5.)

2. Индивидуальная работа

Игра “Засели домик”

(Два ученика вписывают числа в окошки.)

3. Устный счет

— Покажите знак +, если согласны с утверждением, и знак если не согласны.

• Если 5 увеличить на 4, получится 9. (+)

• Число 2 меньше числа 7 на 5. (+)

• Число 8 больше, чем число 2, на 10. (—)

• Чтобы узнать, на сколько 5 больше, чем 3, нужно к 5 прибавить 3. (—)

• Чтобы узнать, на сколько 7 меньше, чем 9, нужно из 9 вычесть 7. (+)

• Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 1. (—)

• Разность чисел 6 и 4 равна 2. (+)

• Сумма чисел 5 и 2 равна 3. (—)

• Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, разность 5. (+)

(Проверка учащихся, работавших у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Дед в шубу одет —

Наружу мех.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь.)

(Учитель выставляет на наборное полотно сначала 3 предметные картинки с изображением больших медведей, а потом еще 2 — с изображением медвежат.)

— Сколько было больших медведей? (3.)

— Сколько маленьких? (2.)

— Какое равенство можно составить?

(Под диктовку учащихся учитель записывает равенство на доске: 3 + 2 = 5.)

— Прочитайте записанное равенство, используя термины “слагаемое” и “сумма”.

(Учитель убирает 3 предметные картинки с изображением больших медведей.)

— Сколько медведей было? (5.)

— Сколько ушло? (3.)

— Какое равенство составим?

(Под диктовку учащихся учитель записывает равенство на доске: 5 — 3 = 2.)

— Сравните первое равенство со вторым. Сделайте вывод. (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое.)

(По аналогии составляется и анализируется третье равенство: 5 — 2 = 3.)

— Сделайте вывод. (Если из суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое.)

— Для чего необходимо понимать этот математический закон? (Это поможет в решении примеров на вычитание.)

— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 30 задание к уроку. Куда отправились наши медведи?

— Сколько мишек слева взялись за лапы и поехали кататься на роликах? (5.)

— Сколько мишек станет слева, если к ним присоединится мишка в голубом костюме? (6.)

— 6 — это 5 и сколько? (6 — это 5 и 1.)

— Если 6 — это 5 и 1, то сколько получится, когда из 6 вычтем 5? (1.)

— Какое число надо записать в рамочку в первом столбике? (7.)

— Почему? (6 — это 5 и 1, значит, из 6 вычесть 5 — получится 1.) (По аналогии рассматриваются остальные равенства.)

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

(Надуть щеки.)

Полосатенький бочок.

(Погладить себя по бокам.)

Хомка раненько встает,

(Потянуться.)

Щечки моет, глазки трет.

(Соответствующие движения.)

Подметает хомка хатку

(Показать, как подметает.)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Хлопки в ладоши.)

Хомка сильным хочет стать.

(Руки к плечам, в стороны.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 30).

(Устное выполнение по цепочке с комментированием.)

№ 2 (с. 30).

(В тетради выполняется схематический рисунок. Задача решается устно.)

№ 3 (с. 30).

— Составьте задачу по первому рисунку. (В корзине было 7яблок, а на тарелке — 2. Сколько всего яблок?)

— Решите задачу устно. (7 + 2 = 9 (яб.).)

— Составьте задачу по второму рисунку. (Всего в коробке 10вилок, 4 вилки достали. Сколько вилок осталось в коробке?)

— Решите задачу устно. (10 — 4 = 6 (в.).)

(Выполнение задания на полях. Взаимопроверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-6 (с. 17).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 30). Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

*№ 4 (с. 30).

— Кто успел выполнить дополнительное задание? Сколько станет углов? (5.)

— Кто понял новую тему?

— Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале?

— Кому было трудно считать? Как вы думаете, почему?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Оцените свою работу сегодня с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

— Какими способами можно выполнить вычитание из чисел 6, 7?






Для любых предложений по сайту: [email protected]