Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление изученного. Решение задач – Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: повторить таблицу сложения; развивать умения выполнять вычисления вида 6, 7, 8, 9, 10 — [ ], решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 6, 7, 8, 9, 10 — [ ],используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; работать по таблице сложения; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа над задачами
(Учитель читает задачу, а дети показывают карточку с номером выбранного решения. Решения записаны на доске.)
1) 5 + 3;
2) 5 - 3;
3) 4 + 5;
4) 5 - 4.
• У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. Сколько всего конфет у Кати? (1.)
• У Кати 5 шоколадных конфет, а карамелей на 3 меньше. Сколько карамелей у Кати? (2.)
• У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. На сколько шоколадных конфет больше, чем карамелей? (2.)
• У Кати 5 шоколадных конфет, а карамелей на 3 больше. Сколько карамелей у Кати? (1.)
• В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. На сколько ромашек меньше, чем колокольчиков? (4.)
• В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. Сколько всего цветов в вазе? (3.)
• В вазе 4 ромашки, а колокольчиков на 5 больше. Сколько колокольчиков в вазе? (3.)
• В вазе 5 колокольчиков, а ромашек на 4 меньше. Сколько ромашек в вазе? (4.)
(Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).)
2. Устный счет
Игра “Старт — финиш”
(На доске красным цветом обозначен старт. Учащиеся решают первый пример, показывают карточку с ответом, проводят дорогу к следующему примеру.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте таблицу сложения на форзаце в конце учебника.
— Как одним словом можно назвать все эти записи?
— Чем похожи все записанные равенства?
— Прочитайте разными способами все равенства с ответом 6, 7, 8 и т. д., используя термины “слагаемое”, “сумма”, “увеличить на...”, “плюс”, “прибавить”.
— Выучите равенства на прибавление числа 5.
(Учащиеся несколько минут учат равенства, затем закрывают учебник и работают в парах. По очереди задают друг другу примеры вразброс.)
— Какое свойство поможет вам, пользуясь этой таблицей, решать примеры на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)
— Какой пример на сложение поможет вам решить пример 9 - 7? (7 + 2 = 9.)
— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте задачу урока.
IV. Работа по теме урока
(Учащиеся получают карточки с игрой “Кубик Рубика”. Им нужно решить примеры и раскрасить клетки кубика цветом, который соответствует ответу. На задание отводится 7 мин. Выигрывает тот, кто за это время успеет раскрасить больше всех клеток кубика.)
9 - 4 |
4 + 5 |
9 - 7 |
7 - 2 |
10 - 7 |
8 - 4 |
|
8 + 2 |
10 - 8 |
3 + 6 |
2 + 8 |
6 - 2 |
6 + 4 |
|
6 - 4 |
7 + 2 |
10 - 5 |
9 - 5 |
9 - 6 |
10 - 6 |
|
2 — синим; 5 — красным; 9 — зеленым. |
3 — синим; 4 — красным; 10 — зеленым. |
|||||
(В конце игры к доске выходит ученик с кубиком, раскрашенным верно. Подводятся итоги.)
— Какими способами вы решали примеры?
V. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Руки вверх, покружиться.)
Видишь — бабочка летает,
(Взмахи руками.)
На лугу цветы считает.
(Считать пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Взмахи руками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 35).
— Составьте по первому рисунку такую задачу, чтобы решение подходило к первому выражению. (На столе 3 бублика, 7 бубликов уже повесили на веревочку. Сколько всего бубликов?)
— Назовите решение задачи. (3 + 7 = 10 (б.).)
— А теперь составьте задачу с этими же данными, но чтобы она решалась вычитанием. (На веревочке было 10 бубликов. Сняли 3 бублика. Сколько бубликов осталось?)
— Как решить эту задачу? (10 — 3 = 7 (б.).)
— Что вы заметили?
(По аналогии составляются и решаются задачи по второму рисунку.)
№ 4 (с. 35).
(Первые два-три примера разбираются коллективно, остальные — самостоятельно. Проверка.)
— Прочитайте пример, в котором уменьшаемое 9, а вычитаемое 4.
— Чему равна разность чисел 10 и 7?
(Учитель задает еще несколько подобных вопросов.)
— Прочитайте эти примеры, используя термины “уменьшить на...”, “минус”, “отнять”.
№ 5 (с. 35).
(Устное выполнение. Учащиеся показывают ответы с помощью карточек.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 2, 3,5 (с. 20).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 35).)
— Устно назовите уменьшаемые в первом столбике.
— Напишите в тетради только ответы в примерах второго, третьего и четвертого столбиков.
(Самопроверка. Один ученик называет ответ. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
*№ 6 (с. 35).
— В какой корзине осталось больше грибов? Почему? (Во второй, потому что из нее взяли меньше грибов.)
— Какое задание сегодня вам показалось самым интересным?
— Кто понял, как работать по таблице?
— Кому необходимо еще раз это объяснить?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую помощницу мы обнаружили в конце учебника?
— Как, пользуясь таблицей сложения, решить пример на вычитание?