Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 10 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: учить выполнять вычисления вида 10 – [ ]; развивать умение решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 10 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; моделировать задачу с помощью схематических рисунков; измерять и сравнивать отрезки; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)
2. Логическая разминка
(Работа в группах по рядам.)
— В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 3 квадрата.
Ответ:
— В фигуре, состоящей из 5 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 4 квадрата.
Ответ:
— К фигуре, состоящей из 2 треугольников, добавьте одну палочку так, чтобы стало 3 треугольника.
Ответ:
3. Работа над задачами
— Дополните условия задач недостающими данными и решите их устно.
• У обезьянки было 9 бананов. Несколько она съела. Сколько бананов у нее осталось?
• В нашем доме 5 этажей. Сколько этажей в нашем доме и в соседнем?
• В коробке на 3 конфеты меньше, чем в вазе. Сколько конфет в коробке?
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите внимательно геометрические фигуры, которые находятся перед вами на наборном полотне.
— По каким признакам их можно распределить на две группы? (По цвету: синие и красные.)
— Подберите к этому способу распределения геометрических фигур три равенства и объясните, как они составлены. (1 + 7 = 8, 8 - 1 = 7, 8 – 7 = 1.)
— Как еще можно распределить эти фигуры? (По размеру: маленькие и большие.)
— Подберите три равенства к этому способу и объясните, как они составлены. (2 + 6 = 8, 8 - 6 = 2, 8 - 2 = 6.)
— Можно ли еще как-то распределить эти фигуры на две группы? (По форме: треугольники и квадраты.)
— Составьте три равенства к этому способу распределения и объясните их. (3 + 5 = 8, 8 - 5 = 3, 8 - 3 = 5.)
— Какое правило вам помогло составить равенства и выполнить вычисления? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)
— Сегодня это правило поможет нам разобраться в новом вычислительном приеме. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите на верхние рисунки. Дети делали на уроке труда красивые закладки для книг.
— Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на каждой закладке? (10.)
— Сколько кругов уже наклеено на верхнюю закладку? (8.)
— Сколько кругов еще осталось наклеить? (2)
— Значит, 10 — это 8 и сколько? (10 — это 8 и 2.)
— Сколько получится, если из 10 вычесть 8? (2)
— Сколько квадратов уже наклеено на следующую закладку? (7.)
— Сколько квадратов еще осталось наклеить? (3.)
— Значит, 10 — это 7 и сколько? (10 — это 7 и 3.)
— Сколько получится, если из 10 вычесть 7? (3.)
(По аналогии разбираются остальные случаи.)
— Рассмотрите равенства под рисунками. Какое правило нам поможет узнать, какие числа должны быть записаны в окошках?
Примеры на вычитание из 10 необходимо запомнить. В этом нам помогут задания, которые мы будем выполнять на этом и на следующих уроках.
V. Физкультминутка
— Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец!
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 34).
(Первый и второй столбики решаются коллективно с комментированием, третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка.)
— Прочитайте примеры в порядке возрастания ответов.
№ 2 (с. 34).
— Прочитайте задачу.
(На доске четыре схемы.)
— Выберите схему, которая подходит к задаче. Объясните почему. (Подходит третья схема, потому что в условии говорится, что в соседнем доме на 3этажа больше.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Фронтальная проверка. Дополнительное задание для сильных учащихся: изменить вопрос задачи так, чтобы получилась цепочка из двух задач.)
№ 3 (с. 34).
(Коллективное устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 4 (с. 20).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 34).)
— Запишите в тетради только ответы.
(Самопроверка. Один ученик называет ответ. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
*№ 5 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение.)
— Кому было трудно считать? Какие задачи надо поставить перед собой на следующие уроки, чтобы считать быстро и без ошибок?
— Какое задание вам показалось самым интересным?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом мы сегодня познакомились на уроке?
— Какими способами можно выполнить вычитание из числа 10?