Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Литр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: познакомить с новой величиной — вместимостью и единицей ее измерения — литром; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать сосуды по вместимости; упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы и вместимости на основе задач изученных видов; пользоваться таблицей сложения; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа над задачами
(На доске несколько схем (весы и предметы на них). Учитель задает вопросы по схемам, учащиеся называют решение задачи.)
2. Логическая разминка
Игра “Веселый мяч”
(Учитель читает высказывание и кидает мяч. Ученик, поймавший мяч, заканчивает высказывание.)
• Если карандаш длиннее ручки, то ручка...
• Если арбуз легче дыни, то дыня...
• Если дом выше дерева, то дерево...
• Если стол шире скамейки, то скамейка...
• Если папа старше мамы, то мама...
• Если суп горячее чая, то чай...
• Если ночь короче дня, то день...
• Если стержень тоньше ручки, то ручка...
3. Устный счет
(Работа по таблицам. Учащиеся по цепочке читают примеры и показывают ответы.)
Слагаемое |
Слагаемое |
Сумма |
Уменьшаемое |
Вычитаемое |
Разность |
|
2 |
6 |
8 |
6 |
|||
3 |
9 |
1 |
9 |
|||
4 |
5 |
10 |
5 |
|||
6 |
4 |
6 |
4 |
|||
2 |
5 |
9 |
5 |
|||
4 |
4 |
7 |
4 |
|||
7 |
8 |
2 |
8 |
|||
3 |
5 |
6 |
5 |
|||
7 |
3 |
10 |
3 |
III. Самоопределение к деятельности
(На доске схема.)
— Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
— Какое слово лишнее? Почему? (Кубик - это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов.)
(Учитель зачеркивает слово “кубик”.)
— Поработаем по схеме с оставшимися словами. Я прочитаю предложения, а вы назовите свойство, о котором шла речь.
• Стол прямоугольный, а зеркало круглое. (Форма.)
• У папы голубые глаза, а у мамы зеленые. (Цвет.)
• Дерево высокое, а куст низкий. (Длина.)
• Лимон кислый, а яблоко сладкое. (Вкус.)
• Медведь тяжелый, а заяц легкий. (Масса.)
— Какие из этих свойств можно измерять? (Длину, массу.)
— В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)
— В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)
— Соединим эти свойства со словом в овале стрелочками. Как они называются? (Величины.)
— Посмотрите на рамку с вопросом. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной и единицей ее измерения.
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(Учитель выставляет банку и кастрюлю одинаковой вместимости.)
— Как вы думаете, куда больше вместится воды: в кастрюлю или в банку? (Ответы детей.)
Ваши мнения разделились. Давайте попробуем это определить
(К доске выходят два ученика. Учитель выдает им литровые банки, они заполняют кастрюлю и банку водой. Учащиеся делают вывод, что эти емкости вмещают одинаковое количество воды. Далее учитель снова вызывает учеников и просит одного наполнить кастрюлю литровой банкой, а другого — стаканом.)
— Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей.)
Вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. Измеряют вместимость (или по-другому — объем) сосудов в литрах.
(Учитель вывешивает на доску карточки со словами “объем” и “литр”, затем показывает различные сосуды литровой емкости: стеклянную банку, мензурку, мерную кружку.)
— Сколько литровых банок воды вмешалось в кастрюлю и в банку? (По 3.)
Это значит, что они вмещают по 3 л.
(Учитель показывает, как слово “литр” записывают полностью и сокращенно.)
V. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч.)
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Руки вверх, покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 38).
(Практическая работа. Результаты учитель записывает на доске.)
№ 2-4 (с. 38).
(Устное выполнение. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая задача состоит из цепочки двух задач.)
№ 5 (с. 38).
(Самостоятельное выполнение при наличии времени на уроке.)
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 32—33). Проверка учителем после урока.)
— Кто понял тему урока?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое новое свойство предметов мы узнали на уроке? (Учитель переворачивает карточку на схеме, по которой работали в начале урока, — на ней слово “вместимость”.)
— Как называются свойства предметов, которые можно измерять?
— В чем измеряется вместимость, или объем, предметов?
— Что вам понравилось на уроке?