Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Деление - Урок 3 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; рассмотреть случаи деления с нулями в частном; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
1. На доске:
121 418 363 561 297 891
— Прочитайте числа.
— Какие числа нужно умножить на 11, чтобы получить такие ответы? (11, 38, 33, 51, 81.)
— Как можно выполнить проверку?
2. Найдите значения выражений.
1) 4545 : 45 =
2) 131 313 : 13 =
3) 903 : 3 =
4) 1734 : 17 =
5) 1212 : 6 =
6) 612 : 3 =
7) 240 016 : 8 =
8) 35 015 : 5 =
— Что вы заметили?
— Что общего в этих примерах?
— Сформулируйте тему урока.
III. Решение примеров
— Прочитайте примеры.
— Определите количество цифр в частном.
— Выполните вычисления (самопроверка).
40 824 : 81 = *** (504.)
24 960 : 78 = *** (320.)
24 216 : 24 = **** (1009.)
5768 : 56 = *** (103.)
243 729 : 81 = **** (3009.)
6500 : 25 = *** (260.)
29 841 : 147 = *** (203.)
44 720 : 215 = *** (208.)
1 914 957 : 319 = ****(6003.)
IV. Повторение изученного материала
1. С. 75, № 475 (устно).
2. С. 75, № 476 (работа в группе по 4 человека).
Проверка
у : х — во сколько раз сапоги дороже ботинок.
8у : х — во сколько раз 8 пар сапог дороже одной пары ботинок,
х + 3у — стоимость пары ботинок и трех пар сапог.
V. Работа над задачей
С. 76, № 486 (а) (работа в паре).
Проверка
Пусть в каждой банке будет х кг белил.
В четырех банках 4х кг белил.
Израсходовали на покраску 4х + 3 белил.
А по условию израсходовали 19 кг краски.
Значит, можем составить уравнение:
4х + 3 = 19
4х = 19 - 3
4х = 16
х = 16 : 4
х = 4 (кг) — в одной банке.
VI. Повторение изученного материала. Решение уравнений
(Используется прием-комментирование.)
С. 76, № 485.
25z + 49 = 149
25z = 100
z = 100 : 25
z = 4
Ответ: 4.
13 + 10t = 163
10t = 163 - 13
10t = 150
t = 150 : 10
t = 15
Ответ: 15.
9у - 54 = 162
9у = 162 + 54
9у = 216
у = 216 : 9
у = 24
Ответ: 24.
181 – 8r = 45
8r = 181 - 45
8r = 136
r = 136 : 8
r = 17
Ответ: 17.
VII. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Найдите частное.
3424 : 8 = 428
35 088 : 86 = 408
13 608 : 243 = 56
2. Найдите значение выражения.
1672 : р при р = 1; 8; 19; 1672
1672 : 1 = 1672
1672 : 8 = 209
1672 : 19 = 88
1672 : 1672 = 7
Вариант 2
1. Найдите частное.
6237 : 9 = 693
61 596 : 87 = 708
15 792 : 329 = 48
2. Найдите значение выражения.
1326 : t при t = 1; 6; 17; 1326
1326 : 1 = 1326
1326 : 6 = 221
1326 : 17 = 78
1326 : 1326 = 7
VIII. Рефлексия
— Что самое трудное при выполнении деления? Ответ поясните.
— Как нужно действовать, чтобы при делении не потерять нули в частном?
— Каков алгоритм деления?
— Как называются числа при делении?
Домашнее задание
С. 80, № 516, 524 (а, б, в).