Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ПРЯМЫХ - ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для закрепления и систематизации изученного материала, Обучения применению признаков параллельности прямых при решении задач; способствовать развитию логического мышления учащихся; содействовать воспитанию аккуратности при построении чертежей на доске и в тетрадях |
||||
Термины и понятия |
Параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Владеют геометрическим языком, умеют его использовать для описания предметов окружающего мира, имеют достаточно высокий уровень пространственных представлений и изобразительных умений, владеют навыками геометрических построений |
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать самостоятельно. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
||||
Организация пространства |
|||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||
Образовательные ресурсы |
• Чертежи к задачам. • Задания для самостоятельной работы |
||||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Систематизироватьтеоретические знания |
(Ф/И) 1. Проверить правильность выполнения домашнего задания. 2. Провести теоретический опрос по признакам параллельности прямых. 3. Решить задачи по готовым чертежам (устно). 1) Докажите, что а || b. 2) Докажите, что a || с. 3) Докажите, что а || b и m || n, если ∠1 = ∠2 = ∠3. 4) Дано: ∠1 = 83°, ∠2 больше ∠1 на 14°. Параллельны ли прямые MN и АВ? 5) Дано: ∠2 = 114°, ∠1 меньше ∠2 на 20°. Параллельны ли прямые СЕ и АВ? |
||||
II этап. Решение задач |
|||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Совершенствовать навыки решения задач |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачу № 190 по рисунку 109 (на доске и в тетрадях). 2. Решить задачу № 213 по рисунку 121 (на доске и в тетрадях). 3. Решить задачу № 215 по рисунку 122 (устно). Указание: рисунок 122 заранее перенести на доску и ввести цифровые обозначения углов. Сначала доказывается параллельность прямых а и b (сумма односторонних углов: 115° + 65° = 180°) |
№ 190. Дано: АВ = ВС, AD = DE, ∠C = 70°, ∠EAC = 35°. Доказать: DE || АС. Доказательство: 1) Так как АВ = ВС, то ∠А = ∠C = 70° (свойство равнобедренного треугольника). 2) Так как ∠EAC = 35°, ∠А = 70°, то ∠DAE = 35°. 3) Так как AADE - равнобедренный, то ∠DAE = ∠DEA = 35° (по свойству). 4) ∠DEA = ∠EAC = 35°. ∠DEA и ∠EAC - накрест лежащие при прямых DE и АCи секущей АЕ. DE || АС, что и требовалось доказать. № 213. Дано: СЕ = ED, BE = EF, КЕ || AD. Доказать: КЕ || ВС. Доказательство: 1) Рассмотрим ΔBCFи ΔFDE. BE = EF (по усл.), СЕ = ED (по усл.), ∠1 = ∠2 (вертик.), тогда ΔВСЕ = ΔFDE (по двум сторонам и углу между ними), ∠CBE = ∠DFE (по определению равных треугольников). 2) ∠CBE = ∠DFE - накрест лежащие при прямых ВС и AD и секущей BF, ∠CBE= ∠DFE (по п. 1), тогда ВС || AD по признаку. 3) КЕ || AD (по усл.), ВС || AD (из п. 2), тогда КЕ || ВС (свойство параллельных прямых), что и требовалось доказать |
|||
III этап. Самостоятельная работа |
|||||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||||
Проверить умение применять признаки параллельности при решении задач |
(И) Самостоятельная работа выполняется на листках и сдается на проверку учителю (см. Ресурсный материал) |
||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
(Ф/И) - Оцените свою работу на уроке. - Задайте три вопроса по теме |
(И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 24-26; решить задачи № 214, 216 |
||||
Ресурсный материал
Самостоятельная работа
Вариант I
1. Параллельны ли прямые d не, изображенные на рисунке 1?
2. На рисунке 2 точка О - середина отрезков EL и KF. Докажите, что EF || KL.
Вариант II
1. Параллельны ли прямые тип, изображенные на рисунке 3?
2. На рисунке 4 точка F - середина отрезков МО и NP. Докажите, что MN || РО.
Вариант III
1. Какие из прямых, изображенных на рисунке 5 (m, n и р), являются параллельными? Ответ обоснуйте.
2. В равнобедренных треугольниках CDE и FPK, изображенных на рисунке 6, ∠1 = ∠2. Докажите, что CD || PF.
Вариант IV
1. На рисунке 7 MD = NP, ∠1 = ∠2. Докажите, что MN || DP.
2. В равнобедренных треугольниках АВС и DEF, изображенных на рисунке 8, ∠1 = ∠2. Докажите, что АВ || ЕЕ.