Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
ТЕОРЕМА О СООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цель деятельности учителя |
Создать условия для рассмотрения теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем; для обучения применению этих знаний при решении задач |
|||
Термины и понятия |
Треугольник, противолежащий угол, сторона |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий |
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Чертежи к задачам |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Провести анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе |
(Ф/И) 1. Анализ результатов самостоятельной работы. 2. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию |
|||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем |
(Ф/И) о 1. Решить подготовительную задачу. Дано: ΔМОС; К ∈ МС; КМ = ОМ. Доказать: 1) ∠1 > ∠3; 2) ∠MOC > ∠3. Доказательство: 1) Треугольник ОМК - равнобедренный с основанием ОК, поэтому ∠1 = ∠2. Угол 2 - внешний угол треугольника ОКС, поэтому ∠2 > ∠3. Значит, ∠1 = ∠2 и ∠2 > ∠3, следовательно, ∠1 > ∠3. 2) Так как точка К лежит на МС, то ∠MOC > ∠1, а так как ∠1 > ∠3, то ∠MOC > ∠3. 2. Сформулировать и доказать первое утверждение теоремы: в треугольнике против большей стороны лежит больший угол (по рис. 127 учебника). 3. Решить задачу № 236 (устно). 4. Перед доказательством второго утверждения теоремы (в треугольнике против большего угла лежит большая сторона) напомнить учащимся, какая теорема называется обратной данной, и предложить привести примеры обратных теорем, изученных ранее. 5. Сформулировать утверждение, обратное первому утверждению (самостоятельно). 6. Доказать обратное утверждение (методом от противного). После того как сформулирована обратная теорема, записаны ее условие и заключение, полезно вспомнить, что при сравнении двух отрезков, например CD и EF, возможен один и только один из трех случаев: CD > EF; CD = EF; CD < EF. Поэтому если мы предполагаем, что CD не больше EF, то возможны два случая: либо CD = EF, либо CD < EF. После этих предварительных рассуждений учащимся легче понять, почему при доказательстве теоремы, предположив, что АВ не больше АС, мы рассматриваем два возможных случая: либо АВ = АС, либо АВ < АС. 7. Решить задачу № 237 (устно). 8. Доказать следствие 1 (самостоятельно). 9. Доказать следствие 2, выражающее признак равнобедренного треугольника (с помощью учителя) |
|||
III этап. Решение задач |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Научить применять полученные теоретические знания при решении задач |
(Ф/И) 1. Решить задачи по готовым чертежам. 1) Дано: ∠А = ∠В (рис. 2). Доказать: ΔАВС - равнобедренный. 2) Сравните углы ΔАВС (рис. 3). 3) Укажите наибольшую и наименьшую стороны ΔАВС (рис. 4). 4) Сравните отрезки AD и DC (рис. 5). 2. Решить задачу № 240 на доске и в тетради. В № 240. Дано: ΔАВС, АВ = ВС, АО - биссектриса ∠A, СО - биссектриса ∠C. Доказать: ΔАОС - равнобедренный. Доказательство: 1) Так как ΔАВС - равнобедренный, то ∠A = ∠C. 2) Так как АО, СО - биссектрисы соответственно равных углов, то ∠1 = ∠2 = ∠3 = ∠4. 3) Рассмотрим ΔАОС: ∠2 = ∠3, тогда АО = СО, значит, ΔАОС - равнобедренный по определению |
|||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Какие теоремы изучены на уроке? - Оцените свою работу на уроке. - Задайте три вопроса по теме урока |
(И) Домашнее задание: изучить п. 33; ответить на вопросы 6-8 на с. 88; решить задачи № 239, 241 |