РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Урок 10 - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Урок 10 - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

Цель деятельности учителя

Создать условия для повторения и систематизации ранее изученного материала, выработки навыков решения задач; способствовать развитию логического мышления учащихся

Термины и понятия

Треугольник, противолежащий угол, катеты, гипотенуза

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач

Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательные ресурсы

• Задания для индивидуальной, групповой работы

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проанализировать ошибки, допущенные в самостоятельной работе

(Ф/И)

1. Указать ошибки, допущенные в самостоятельной работе.

2. Решить задачи, вызвавшие затруднения у учащихся

II этап. Устный опрос

Цель деятельности

Задания для индивидуальной работы

Привести в систему знания учащихся по теме “Прямоугольный треугольник”

(Ф)

К доске вызываются четверо учащихся, которые работают по карточкам (см. Ресурсный материал). Одновременно учитель проводит беседу с классом, задавая вопросы по теории

III этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать навыки решения задач

(Г) Организует деятельность учащихся: решение задач № 299 и 311.

Дополнительная задача: Через середину стороны АВ треугольника АВС проведена прямая, перпендикулярная к АВ, пересекающая ВС в точке Е. ВС = 24 см, периметр треугольника АЕС равен 30 см. Найдите АС.

Выполнив задание в группах, учащиеся представляют свои решения, обсуждают и записывают в тетрадях

№ 299

Дано: АВ = АС, АР = PQ = QR = RB = ВС.

Найти: ∠A.

Решение:

1) Примем ∠C = ∠B = х, так как ΔАВС равнобедренный. Примем ∠CBR = y. Рассмотрим ΔRQB: ∠R + ∠Q + ∠B = 180°.

2) Рассмотрим ΔАВС: ∠А + ∠B + ∠C = 180°.

4у + 4у + у = 180°

9у = 180°

у = 20°

Ответ: ∠A = 20°.

№ 311

1) Проведем биссектрисы углов, образованных при пересечении двух прямых ОА и ОВ. Возьмем произвольную точку С на биссектрисе ∠AOB.

ΔODC = ΔOEC по гипотенузе (ОС - общая гипотенуза) и острому углу (∠1 = ∠2), следовательно, CD = СЕ.

2) Проведем перпендикуляры MN и МР к прямым ОА и OB. ΔONM = ΔОРМ по катету и гипотенузе (ОМ - общая гипотенуза, MN = МР, так как по условию точка М равноудалена от сторон ОА и ОВ). Следовательно, ∠NOM = ∠POM, то есть луч ОМ - биссектриса ∠AOB.

Из доказанных утверждений следует, что искомое множество точек состоит из двух прямых, содержащих биссектрисы углов, образованных при пересечении данных прямых.

Дополнительная задача.

Решение:

ΔАЕМ = ΔВЕМ по двум катетам, тогда АЕ = BE.

РАBC = АС + АЕ + СЕ, но так как АЕ = BE, то PABC = АС + (BE + СЕ) = АС + СВ = АС + 24 = 30, отсюда АС = 6 см.

Ответ: АС = 6 см

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

- Какие цели были поставлены на уроке? Добились мы их?

- Оцените свою работу и работу группы

(И) Домашнее задание: повторить пункты 15-36; решить задачи № 266, 297; принести циркули и линейки





Ресурсный материал

Карточки для индивидуальной работы

Вариант I

1. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.

2. Один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 65°. Найдите остальные углы треугольника.

3. В треугольнике ABC ∠B = 110°; биссектрисы углов А и С пересекаются в точке О. Найдите угол АОС.

Вариант II

1. Сформулируйте свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°.

2. В прямоугольном треугольнике ABC ∠C = 90°; ∠B = 60°, АВ = 15 см. Найдите ВС.

3. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу.

Вариант III

1. Сформулируйте признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету.

2. В треугольниках ABC и A1B1C1 ∠B = ∠B1 = 90°; АВ = А1В1, АС = А1С1. Найдите углы А1 и С1 треугольника А1В1С1, если ∠A = 34°, ∠C = 54°.

3. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что АВ = АС. Через точки В и С проведены прямые, перпендикулярные соответственно сторонам АВ и АС данного угла и пересекающиеся в точке М. Докажите, что МВ = МС.

Вариант IV

1. Сформулируйте признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу.

2. В треугольниках АВС и А1В1С1 углы В и В1 прямые, ∠A = ∠A1, АС = А1С1. Найдите стороны В1С1 и А1В1 треугольника А1В1С1, если ВС = 17 см, АВ = 12 см.

3. Даны два равных прямоугольных треугольника АВС и А1В1С1, у которых ∠B = ∠B1 = 90°; ВН и В1Н1 - высоты. Докажите, что ΔВНС = ΔВ1Н1С1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]