Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА И ОБРАТНОЙ ЕЙ ТЕОРЕМЫ - КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Цель: продолжить формирование умения применять теорему Виета и обратную ей теорему при решении приведённых и неприведённых квадратных уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Убедитесь, что уравнение имеет корни, и назовите их сумму и произведение:
III. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Зная один из корней уравнения, найдите другой корень, используя теорему Виета:
2. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнями уравнения х2 -ах + 6 = 0 были бы числа 2 и 3?
Вариант 2
1. Зная один из корней уравнения, найдите другой корень, используя теорему Виета:
2. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнями уравнения х2 - 5х + а = 0 были бы числа 2 и 3?
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке учащиеся решают приведённые и неприведённые квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета.
На первых порах учащимся может быть трудно подбирать корни устно, поэтому стоит предложить им обозначать корни уравнения и записывать соответствующие равенства.
Обратить внимание учащихся, что подбор корней начинаем с оценивания произведения корней, то есть находим делители свободного члена квадратного уравнения.
• Выполнение заданий по учебнику.
№ 586.
Пусть х1 = 12,5 и х2 - корни уравнения х2 – 13х + q = 0, тогда х1 + х2 = 13 и х1 ∙ х2 = q.
Имеем 12,5 + х2 = 13, значит, х2 = 13 - 12,5, х2 = 0,5.
Тогда 12,5 ∙ 0,5 = q, q = 25.
Ответ: х2 = 0,5; q = 25.
№ 587.
Пусть х1 = 8 и х2 - корни уравнения 5х2 + bх + 24 = 0, тогда
Имеем значит,
Тогда
Ответ: х2 = 0,6; b = -43.
№ 589, 590 (самостоятельно).
№ 593 (а), 594 (а, д, е), 595 (б, д, е), 675.
После выполнения задания № 675 можно рассмотреть с учащимися два способа нахождения корней квадратного уравнения, вытекающие из теоремы Виета.
1-й способ. Если в квадратном уравнении ах2 + bх + с = 0 сумма коэффициентов равна нулю, то
2-й способ. Если в квадратном уравнении ах2 + bх + с = 0 сумма коэффициентов а и с равна коэффициенту b, то х1 = -1, x2 = -c/a.
В буквенном виде это может быть записано так:
ах2 + bх + с = 0 |
|
Если а + b + с = 0, то |
Если а + с = b, то |
• Дополнительное задание повышенной трудности.
№ 591.
Пусть х1, x2 - корни уравнения х2 + 2х + q = 0.
По теореме Виета х1 + х2 = - 2 (1) и х1 ∙ x2 = q(2).
По условию (через х1 обозначим больший корень). Значит, по формуле сокращенного умножения
Подставим в первое равенство вместо x1 его значение:
Вычислим x1 = 2 - 6 = -4.
Из второго равенства найдём g = -4 ∙ 2, q = 8.
Ответ: q = 8.
V. Итоги урока.
- Сформулируйте теорему Виета и обратную ей теорему. -Если коэффициент с квадратного уравнения является положительным числом, то какими по знаку могут быть его корни? А если с - отрицательное число?
- Какие корни имеет квадратное уравнение, если сумма его коэффициентов равна нулю? А если а + с = b?
Домашнее задание: № 585, 588, 594 (б, в, г), 595 (а, в, г), 592*.