Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
ТЕОРЕМЫ О ПОЧЛЕННОМ СЛОЖЕНИИ И УМНОЖЕНИИ НЕРАВЕНСТВ - НЕРАВЕНСТВА
Цели: изучить формулировки и доказательства теорем о почленном сложении и умножении неравенств; формировать умение применять данные теоремы при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Известно, что 10 < а < 16. Оцените значение выражения:
2. Известно, что 2,2 < √5 < 2,3. Оцените значение выражения:
Вариант 2
1. Известно, что 5 < m < 15. Оцените значение выражения:
2. Известно, что 2,6 < √7 < 2,7. Оцените значение выражения:
Вариант 3
1. Известно, что 15 < x < 20. Оцените значение выражения:
2. Известно, что 3,31 < √11 < 3,32. Оцените значение выражения:
Вариант 4
1. Известно, что 6 < у < 9. Оцените значение выражения:
2. Известно, что 4,12 < √13 < 4,13. Оцените значение выражения:
III. Объяснение нового материала.
1. Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении числовых неравенств следует предложить учащимся для решения задачи практического характера.
Задача 1. Длина прямоугольника больше 12 см, а его ширина больше 3 см. Можно ли утверждать, что периметр этого прямоугольника больше 30 см?
Решение
Пусть а и b - длина и сторона прямоугольника соответственно, тогда периметр равен 2а + 2b.
Доказать, что 2а + 2b> 30.
Учащиеся могут интуитивно сложить почленно неравенства и получить следующий результат:
Следует отметить, что так можно поступать, но необходимо провести доказательство, используя известные теоремы, выражающие свойства числовых неравенств.
Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что 2а + 2b > 30.
Далее просим учащихся сформулировать “открытое” ими утверждение в общем виде и записать его аналитическую модель:
Доказательство теоремы можно разобрать по учебнику, так как в нём повторяется ход рассуждений для решения задачи 1.
Задача 2. Длина прямоугольника больше 15 дм, а его ширина больше 6 дм. Можно ли утверждать, что его площадь больше 90 дм2?
Решение
Можно предложить учащимся провести доказательство утверждения самостоятельно по аналогии с предыдущей задачей.
Пусть а и b - длина и сторона прямоугольника, тогда его площадь равна а ∙ b.
а > 15; b > 6.
Доказать, что ab > 90.
Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что ab > 90.
Просим учащихся дать общую формулировку утверждения. Замечаем, что теорема о почленном умножении неравенств справедлива для положительных чисел. Если среди чисел есть отрицательные, то при почленном умножении неравенств может получиться неверное неравенство. Просим учащихся привести контрпримеры. На доску выносится запись:
Доказательство разбираем по учебнику.
2. Следствие из теоремы 6 также разбираем по учебнику.
IV. Формирование умений и навыков.
Обращаем внимание учащихся, что для почленного сложения или умножения неравенств удобнее их записывать друг под другом.
• Выполнение заданий: № 765, 766, 767 (а), 768.
№ 767.
а) а1 > b2, значит,
а и b - положительные числа, значит, а + b > 0. Разделим обе части неравенства на а + b, получим а – b > 0, значит, а > b.
Имеем: а2 > b2
то есть а3 > b3.
№ 768.
• Задание повышенной сложности на “прямое” применение теорем 5 и 6: № 776.
№ 776.
Запишем соотношение между средним арифметическим и средним геометрическим для всех пар чисел:
Так как значит, то есть
V. Итоги урока.
- Сформулируйте теорему о почленном сложении неравенств.
- Сформулируйте теорему о почленном умножении неравенств. Какие ограничения накладываются на числа?
- Сформулируйте следствие из теоремы о почленном умножении неравенств.
- Можно ли применить данные теоремы к более чем двум неравенствам указанного вида?
Домашнее задание: 1. № 767 (б), 769.
2. Докажите, что если а > 5 и b > 6, то
3. Докажите, что если а > 6 и b < -1,то
4. № 776 (б)* (дополнительное задание).