Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРЕМ О ПОЧЛЕННОМ УМНОЖЕНИИ И СЛОЖЕНИИ НЕРАВЕНСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ - НЕРАВЕНСТВА
Цели: закрепить знание теорем о почленном сложении и умножении неравенств; формировать умения применять данные теоремы для оценки значения выражения, решать задачи повышенной трудности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Известно, что -5 < а < 9. Оцените значение выражения:
2. Пусть b - произвольное число, сравните с нулём значение выражения:
3. Известно, что х > 5, у > 15. Оцените значение выражения:
III. Формирование умений и навыков.
1. Актуализация знаний.
При выполнении устной работы учащиеся использовали теоремы о почленном сложении и умножении неравенств и следствие. Просим их сформулировать данные теоремы.
2. Работа по учебнику.
Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств используются для оценки суммы, разности, произведения и частного. Разбираем примеры 1-4 на с. 162-163 учебника. Еще раз обращаем внимание на удобную запись неравенств (одного под другим) при выполнении почленного сложения либо умножения: № 770.
3. Задание. Докажите, что если 0 < a < 7 и 0 < b < 3, то
Доказательство
Так как 68 < 70, то 0 < 5а + 11b < 70.
Так как 25 < 30, то 4 < ab + 4 < 30.
4. В следующих заданиях демонстрируется практическое применение теорем о почленном сложении и умножении неравенств.
№ 772.
Пусть а - основание, b - боковая сторона равнобедренного треугольника, тогда Р = а + 2b - периметр этого треугольника.
Ответ: 108 ≤ Р ≤ 114.
№ 774.
Пусть а и b - длина и ширина прямоугольной комнаты, тогда её площадь равна ab.
Так как требуется комната площадью не менее 40 м2 (то есть S ≥ 40), то данное помещение подойдёт для библиотеки.
Ответ: да.
№ 775.
Пусть а, β - углы треугольника, тогда третий угол у, по теореме о сумме углов треугольника, равен 180 ° - а – β.
Ответ: 18° ≤ y ≤ 20°.
5. Задания повышенной трудности (для сильных учащихся).
№ 777.
Пусть ABCD - выпуклый четырехугольник, тогда его диагонали пересекаются в точке О.
Докажем, что АВ + DC < АС + BD и ВС + AD < АС + BD.
Воспользуемся неравенством треугольника (каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон).
№ 778.
Медианы треугольника АВС пересекаются в одной точке О. Обозначим длины сторон треугольника а, b, с. АА1, ВВ1, СС1 - медианы.
1) Докажем, что сумма длин медиан треугольника больше его полупериметра.
Воспользуемся неравенством треугольника:
2) Докажем, что сумма длин медиан треугольника меньше его периметра.
Предлагаем учащимся решить самостоятельно это задание в классе или дома.
IV. Итоги урока.
- Сформулируйте основные свойства числовых неравенств.
- Сформулируйте теоремы о сложении и умножении числовых неравенств.
- Каким образом используют теоремы о сложении и умножении числовых неравенств при оценке значения выражения?
Домашнее задание: 1. № 771, 773.
2. Верно ли, что:
а) если а > 4 и b > 6, то 2а + b > 45;
б) если а > 3 и b > 9, то 3ab > 30.
3. Сравните, если возможно:
а) 3а + 2b и 16, если а > 4 и b > 8;
б) 5а - b и 20, если а > 4 и b < -3.
4. № 776 (б)*.