ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ВИДЕ ПОЛИГОНА - СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ

Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ВИДЕ ПОЛИГОНА - СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ

Цели: рассмотреть возможности наглядного представления статистической информации в виде полигона; формировать умение строить полигон для иллюстрации динамики изменения статистических данных во времени.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

Вариант 1

В фермерском хозяйстве площади, отведенные под зерновые, распределены следующим образом: под пшеницу - 60 %, под овёс - 12 %, а остальное - под просо и гречиху, причём под просо втрое больше, чем под гречиху. Постройте круговую диаграмму, характеризующую распределение площадей, отведённых под посевы зерновых в этом хозяйстве.

Вариант 2

В фермерском хозяйстве площади, отведённые под зерновые, распределены следующим образом: под пшеницу - 50 %, под овёс - 17 %, а остальное - под просо и гречиху, причём под просо вдвое больше, чем под гречиху. Постройте круговую диаграмму, характеризующую распределение площадей, отведённых под посевы зерновых в этом хозяйстве.

III. Объяснение нового материала.

Сообщение учащимся.

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами - соответствующие им статистические данные. Соединяя последовательно эти точки отрезками, получают ломаную, которую называют полигоном.

Рассматриваем пример на с. 223-224 учебника.

IV. Формирование умений и навыков.

На этом уроке формируются умения строить полигоны для иллюстрации динамики изменения статистических данных и анализировать данные по готовым полигонам.

• № 1046, 1047.

При выполнении этих заданий отрабатывается умение строить полигоны по таблице частот и таблице относительных частот.

№ 1046.

Урожайность, ц/га

18

19

20

21

22

Число хозяйств

3

9

13

11

7

№ 1047.

Количество членов семьи

1

2

3

4

5 и более

Относительная частота, %

10

18

35

26

11

Полигон относительных частот можно строить, выражая значение по оси у (ординаты) как в процентах, так и в частях целого.

№ 1049 (устно).

а) Во втором и третьем кварталах 1992 г. производство растительного масла снижалось, достигнув в III квартале минимального уровня 120 тыс. т. За IV квартал 1992 г. производство выросло, почти достигнув уровня на начало 1992 г.

В первом квартале 1993 г. рост производства продолжался, достигнув максимального уровня 320 тыс. т. Во втором и третьем кварталах 1993 г. производство снижалось, а в IV квартале росло, превысив к концу 1993 г. уровень на конец 1992 г.

б) Наибольшее падение - во II и III кварталах 1992 г. (на 180 тыс. т).

в) Наибольший прирост - в IV квартале 1992 г. и I квартале 1993 г. (на 200 тыс. т).

Ответ: а) II—III кв. 1992 г.; в) IV кв. 1992 - I кв. 1993 г.

№ 1050.

а) За II квартал 2004 г. производство упало до минимального уровня 625 шт., затем в III—IV кварталах 2004 г. и I квартале 2005 г. - росло. Во II и III кварталах 2005 г. производство вновь снижалось, а в IV квартале 2005 г. быстро росло, достигнув максимального уровня 910 шт.

б) Наибольшее увеличение выработки (сразу за два последних квартала) произошло в III и IV кварталах 2004 г. (на 185 шт.).

Ответ: б) III—IV кв. 2004 г.

V. Повторение изученного материала.

Для подготовки к контрольной работе предложить учащимся для решения следующие упражнения:

Упростить выражение:

Решение

VI. Итоги урока.

- Какие способы наглядного представления статистической информации существуют?

- Что иллюстрирует полигон распределения данных? Как он строится?

Домашнее задание: № 1048, 1051, 1059, 1061.






Для любых предложений по сайту: [email protected]