Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ВИДЕ ПОЛИГОНА - СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ
Цели: рассмотреть возможности наглядного представления статистической информации в виде полигона; формировать умение строить полигон для иллюстрации динамики изменения статистических данных во времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
Вариант 1
В фермерском хозяйстве площади, отведенные под зерновые, распределены следующим образом: под пшеницу - 60 %, под овёс - 12 %, а остальное - под просо и гречиху, причём под просо втрое больше, чем под гречиху. Постройте круговую диаграмму, характеризующую распределение площадей, отведённых под посевы зерновых в этом хозяйстве.
Вариант 2
В фермерском хозяйстве площади, отведённые под зерновые, распределены следующим образом: под пшеницу - 50 %, под овёс - 17 %, а остальное - под просо и гречиху, причём под просо вдвое больше, чем под гречиху. Постройте круговую диаграмму, характеризующую распределение площадей, отведённых под посевы зерновых в этом хозяйстве.
III. Объяснение нового материала.
Сообщение учащимся.
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами - соответствующие им статистические данные. Соединяя последовательно эти точки отрезками, получают ломаную, которую называют полигоном.
Рассматриваем пример на с. 223-224 учебника.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке формируются умения строить полигоны для иллюстрации динамики изменения статистических данных и анализировать данные по готовым полигонам.
• № 1046, 1047.
При выполнении этих заданий отрабатывается умение строить полигоны по таблице частот и таблице относительных частот.
№ 1046.
Урожайность, ц/га |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Число хозяйств |
3 |
9 |
13 |
11 |
7 |
№ 1047.
Количество членов семьи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 и более |
Относительная частота, % |
10 |
18 |
35 |
26 |
11 |
Полигон относительных частот можно строить, выражая значение по оси у (ординаты) как в процентах, так и в частях целого.
№ 1049 (устно).
а) Во втором и третьем кварталах 1992 г. производство растительного масла снижалось, достигнув в III квартале минимального уровня 120 тыс. т. За IV квартал 1992 г. производство выросло, почти достигнув уровня на начало 1992 г.
В первом квартале 1993 г. рост производства продолжался, достигнув максимального уровня 320 тыс. т. Во втором и третьем кварталах 1993 г. производство снижалось, а в IV квартале росло, превысив к концу 1993 г. уровень на конец 1992 г.
б) Наибольшее падение - во II и III кварталах 1992 г. (на 180 тыс. т).
в) Наибольший прирост - в IV квартале 1992 г. и I квартале 1993 г. (на 200 тыс. т).
Ответ: а) II—III кв. 1992 г.; в) IV кв. 1992 - I кв. 1993 г.
№ 1050.
а) За II квартал 2004 г. производство упало до минимального уровня 625 шт., затем в III—IV кварталах 2004 г. и I квартале 2005 г. - росло. Во II и III кварталах 2005 г. производство вновь снижалось, а в IV квартале 2005 г. быстро росло, достигнув максимального уровня 910 шт.
б) Наибольшее увеличение выработки (сразу за два последних квартала) произошло в III и IV кварталах 2004 г. (на 185 шт.).
Ответ: б) III—IV кв. 2004 г.
V. Повторение изученного материала.
Для подготовки к контрольной работе предложить учащимся для решения следующие упражнения:
Упростить выражение:
Решение
VI. Итоги урока.
- Какие способы наглядного представления статистической информации существуют?
- Что иллюстрирует полигон распределения данных? Как он строится?
Домашнее задание: № 1048, 1051, 1059, 1061.