Поурочные разработки по алгебре для 8 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Предисловие
Предлагаемое пособие представляет собой подробное поурочное планирование по алгебре для 8 класса общеобразовательных учреждений. Пособие ориентировано, прежде всего, на работу с базовым учебником: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. Алгебра: 8 класс. — М.: Просвещение. В пособие включены также темы, позволяющие его использовать и при работе с учебником: Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. Алгебра: 8 класс. — М.: Просвещение.
Каждый урок разбивается на ряд этапов.
I. Сообщение темы и цели урока (~ 1-2 мин)
Учащимся кратко сообщается тема проводимого урока и цели, которые должны быть достигнуты: ознакомиться с новыми понятиями, сведениями, изучить способы решения типовых задач, отработать определенные навыки и т. д.
II. Повторение и закрепление материала (~ 15-18 мин) включает в себя ответы по домашнему заданию (~ 5 мин) как по теоретическим вопросам, так и разбор нерешенных задач. Это может быть сделано либо учителем, либо кем-то из школьников (желательно добровольно). Эта часть урока включает в себя и контроль знаний (~ 10-12 мин). Поурочные контрольные материалы представлены в виде: тестов, письменных опросов и самостоятельных работ.
Тесты используются при контроле сравнительного простого материала, не требующего серьезных теоретических знаний или сложных способов решения. В письменных опросах предусмотрены теоретические вопросы, связанные с основными понятиями, сведениями и приемами решения задач; а также решение задач.
В самостоятельные работы включены более сложные задачи, требующие сравнительно серьезных усилий.
III. Изучение нового материала (~ 10-15 мин). С помощью учащихся и наводящих вопросов рассматривается новая тема. При этом желательно максимально активизировать учащихся — достигнутые знания усваиваются лучше сообщенных. Разумеется, изучение нового материала должно сопровождаться решением задач по теме (у доски, самостоятельно на месте и др.).
Помимо задач, приведенных в базовых учебниках, почти для каждого урока приводятся творческие задания, которые требуют более высокой техники вычислений, отработанных навыков, логического мышления. В зависимости от уровня подготовки класса такие задачи могут быть использованы при работе в классе, в домашних заданиях, на факультативных занятиях.
В конце урока подводятся его итоги (~ 1-2 мин). Сообщается, какие цели урока достигнуты (что удалось сделать), проставляются оценки за ответы на уроке и за самостоятельную работу, записывается домашнее задание.
По прохождении темы предусмотрена контрольная работа в трех уровнях сложности. Уровень сложности определяется или учителем или самим учащимся. Для написания контрольной работы желательно использовать сдвоенный урок (80 мин), т. к. в 8 классе учащиеся еще не слишком собраны.
Также проводится и зачетная работа, в которую включено большее количество задач трех уровней сложности. Такая работа позволяет сравнить успехи учащихся в одинаковых условиях.
Собранный в пособии материал избыточен. Поэтому его можно использовать для дифференцированного обучения, факультативных занятий, проведения олимпиад и т. д. Пособие будет полезно в первую очередь начинающим учителям, которые могут использовать целиком изложенные уроки. Опытные учителя могут использовать предложенный материал, частично сообразуясь со своим опытом и планом. Разумеется, поурочные разработки являются ориентировочными и рассчитаны в основном на классы с высокой математической подготовкой.
Тематическое планирование
к учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой
I вариант: 3 ч в неделю (всего 102 ч).
II вариант: 4 ч в неделю в I полугодии, 3 ч в неделю во II полугодии (всего 119 ч).1
Номер параграфа |
Содержание материала |
Количество часов |
|
I вариант |
II вариант |
||
Глава I. Рациональные дроби |
23 |
26 |
|
1 |
Рациональные дроби и их свойства |
5 |
5 |
2 |
Сумма и разность дробей |
6 |
7 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
1 |
|
3 |
Произведение и частное дробей |
10 |
12 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
1 |
|
Глава II. Квадратные корни |
21 |
25 |
|
4 |
Действительные числа |
2 |
3 |
5 |
Арифметический квадратный корень |
5 |
6 |
6 |
Свойства арифметического квадратного корня |
3 |
4 |
Контрольная работа № 3 |
I |
1 |
|
7 |
Применение свойств арифметического квадратного корня |
9 |
10 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
1 |
|
Глава III. Квадратные уравнения |
22 |
25 |
|
8 |
Квадратное уравнение и его корни |
3 |
4 |
9 |
Формула корней квадратного уравнения |
7 |
7 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
1 |
|
10 |
Дробные рациональные уравнения |
10 |
12 |
Контрольная работа № 6 |
1 |
1 |
|
Глава IV. Неравенства |
18 |
18 |
|
11 |
Числовые неравенства и их свойства |
7 |
7 |
12 |
Неравенства с одной переменной и их системы |
10 |
10 |
Контрольная работа № 7 |
1 |
1 |
|
Глава V. Степень с целым показателем |
10 |
13 |
|
13 |
Степень с целым показателем и ее свойства |
6 |
8 |
14 |
Приближенные вычисления |
3 |
4 |
Контрольная работа № 8 |
I |
1 |
|
Повторение |
7 |
11 |
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
1 Поурочное планирование составлено по II варианту — всего 119 часов.