Поурочные разработки по алгебре для 8 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Зачетная работа по теме «Квадратные корни» - ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ - КВАДРАТНЫЕ КОРНИ
Цель: проверка знаний учащихся по вариантам одинаковой сложности.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Характеристика зачетной работы
По сравнению с контрольной работой в зачетной увеличено количество заданий. Соответственно, у учащихся возрастает возможность выбора задач. Все задания разбиты на три блока: А, В и С. Самые простые задачи находятся в части А, более сложные — в части В, еще сложнее — в части С. Каждая задача из А оценивается в 1 балл, из В — в 2 балла, из С — в 3 балла. Поэтому за правильное решение всех задач блока А можно получить 7 баллов, блока В — 8 баллов и блока С — 9 баллов (всего 24 балла). Оценка «3» ставится за 6 баллов, оценка «4» — за 10 баллов, оценка «5» — за 14 баллов.
Так как эта работа является зачетной, то в нее не включены принципиально новые задачи. Поэтому разбор заданий работы можно и не проводить (решения задач могут быть вывешены на стенде). Для стендового размещения разбор заданий приводится.
III. Задания зачетной работы
ЗР-.
А
1. Вычислите: ![]()
2. Сравните числа ![]()
3. Найдите значение выражения ![]()
4. Сократите дробь ![]()
5. Решите уравнение ![]()
6. Упростите выражение
и найдите его значение при ![]()
7. Постройте график функции ![]()
В
8. Известно, что
Найдите значение выражения ![]()
9. Упростите выражение ![]()
10. Сравните числа ![]()
11. Решите уравнение ![]()
С
12. Сократите дробь 
13. Упростите выражение ![]()
14. Постройте график зависимости y(x), если выполнено условие ![]()
IV. Разбор заданий зачетной работы
1. В скобках вынесем множители из-под знаков корня и приведем подобные члены. Получаем: ![]()
![]()
Ответ: 4.
2. В первом числе внесем множитель под знак корня: ![]()
Так как 63 > 62, то
т. е. ![]()
Ответ: ![]()
3. Учтем теорему о произведении корней и формулу разности квадратов. Получим: ![]()
![]()
Ответ: 7.
4. Разложим числитель и знаменатель дроби на множители и сократим дробь:
(при а ≠ ±√3).
Ответ: ![]()
5. Учтем свойства квадратного корня и получим уравнение:
или
или |х - 3| = 2. Тогда величина x - 3 = ±2, откуда х1 = 5 и х2 = 1.
Ответ: х1 = 5, х2 = 1.
6. Разложим числители и знаменатели дробей на множители и сократим дроби. Получаем:

Теперь подставим данное значение y = 1/81 и найдем: ![]()
Ответ: ![]()
7. Область определения функции
задается условиями: х ≥ 0 и -х ≥ 0 (подкоренные выражения неотрицательны). Эта система неравенств имеет единственное решение х = 0. Тогда и у = 0. Поэтому графиком данной функции является единственная точка (0; 0) — начало координат.
Ответ: начало координат.
8. По свойству арифметического квадратного корня
Теперь подставим данные значения
и получим:
Учтено, что
и ![]()
Ответ: 2.
9. В скобках приведем дроби к общему знаменателю и вычтем их. Имеем: 
(при а ≠ 0; ±√2).
Ответ: ![]()
10. В числе Л сложим дроби и получим: ![]()
Так как
то А > В.
Ответ: А > В.
11. Обе части уравнения
возведем в квадрат
Выразим
Еще раз возведем обе части этого уравнения в квадрат: 2 – х = 169, откуда x = -167.
Ответ: x = -167.
12. Сгруппируем члены в числителе и знаменателе, разложим их на множители и сократим дробь. Получаем: ![]()

![]()
Ответ: ![]()
13. Прежде всего надо заметить, что подкоренные выражения являются полными квадратами:
и
После этого легко упростить данное выражение:

Ответ: ![]()
14. Так как левая часть равенства
по определению арифметического квадратного корня неотрицательна, то и правая часть должна быть неотрицательной, т. е. 1 - у ≥ 0, откуда у ≤ 1. Возведем в квадрат обе части данного равенства: у2 - 2х2 + 1 = (1 – y)2 (при этом подкоренное выражение у2 - 2х2 + 1 неотрицательно, т. к. оно равно (1 - у)2 ≥ 0) или у2 - 2х2 + 1 = 1 - 2у + у2, или у = х2 (причем у ≤ 1). Поэтому построим параболу у = х2 и выберем ту ее часть, для которой у ≤ 1 (сплошная линия).

Ответ: см. график.