Поурочные разработки по Алгебре 8 класс
Урок 2 - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - урок 4
Цели: повторить понятия квадратного уравнения, корня квадратного уравнения; рассмотреть решение уравнений различного уровня сложности; развивать у учащихся умение решать квадратные уравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Индивидуальная работа.
К доске вызываются четыре ученика для самостоятельного решения заданий с карточек.
Карточка 1
Из данных уравнений выбрать квадратные, определить их коэффициенты и вид уравнения:
а) 2x2 – 3 + x = 0; б) 3x2 + 4 = 0;
в) 7x – x2 = 0; г) –x2 + x – 1 = 0;
д) x + 2 = 0; е) x3 + 3 – 3 = 0.
Карточка 2
Привести данные уравнения к стандартному виду: ax2 + bx + c = 0.
а) x(2x – 1) + 3(x – 2) = 0;
б) (x – 2)(3 – 4x) + 4x(x – 5) = 0.
Карточка 3
Для какого из данных уравнений корнями являются числа – 1, 3, 2:
а) x2 – 4x + 3 = 0; б) 5x – x2 – 6 = 0; в) x2 – 5x + 6 = 0.
Карточка 4
Решить уравнения:
а) x2 – 49 = 0; б) x2 – 9x = 0; в) 2x2 + 50 = 0.
III. Актуализация знаний.
Пока у доски проходит индивидуальная работа, остальные учащиеся самостоятельно выполняют задание № 24.6.
Затем проверяется домашнее задание, задания из тетради и задания, решенные на доске. После этого всем классом устно выполняются задания № 24.1; 24.10; 24.11.
IV. Решение задач.
Повторяются ранее известные способы решения квадратных уравнений на конкретных примерах (7 способов).
x2 + 4x + 3 = 0
1) Графический способ.
а) Построим график функции x2 + 4x + 3 = 0. Корнями уравнения x2 + 4x + 3 = 0 служат абсциссы точки пересечения с осью Ох: (–3; 0); (–1; 0).
Итак: х1 = –3; х2 = –1.
б) Преобразуем уравнение x2 = –4x – 3. Построим в одной системе координат графики функций y = x2 и y = –4x – 3.
Они пересекаются в точках А (–1; 1), В (–3; 9), х1 = –3; х2 = –1.
в) Преобразуем уравнение x2 + 3 = –4x. Построим графики функций y = x2 + 3 и y = –4x.
Найдем абсциссы точек пересечения.
г) Преобразуем уравнение к виду:
x2 + 4x + 4 – 4 + 3 = 0;
(x + 2) 2 – 1 = 0;
(x + 2) 2 = 0.
Построим в одной системе координат графики и у = (x + 2) 2 и у = 1 найдем абсциссы точек пересечения.
д) Разделим обе части уравнения на:
Построим в одной системе координат графики функции у = х + 4 и Найдем абсциссы точек пересечения.
2) Аналитический способ.
Используется два способа разложения на множители:
а) выделение полного квадрата
x2 + 4x + 3 = 0;
x2 + 4x + 4 – 4 + 3 = 0;
(x + 2)2 – 1 = 0;
(x + 2 – 1) (x + 2 + 1) = 0;
(x + 1) (x + 3) = 0;
x + 1 = 0 или x + 3 = 0;
x = –1 или x = – 3.
б) x2 + 4x + 3 = 0;
x2 + 3x + х + 3 = 0;
х(x + 3) + (x + 3) = 0;
(x + 3) (x + 1) = 0;
x + 3 = 0 или x + 1 = 0;
x = –3 или x = – 1.
1) Разобрать решения заданий № 24.24; 24.26; 24.31; 24.34.
2) С сильными учащимися разобрать решение уравнения методом введения новой переменной:
2(3x – 5) 2 = 9(3x – 5);
t = 3x – 5; 2t2 = 9t;
2t2 – 9t = 0;
t(2t – 9) = 0;
t1 = 0; t2 = 4,5.
При t = 0;
3x – 5 = 0;
При t = 4,5;
3x – 5 = 4,5;
О т в е т:
Разобрать аналогичным способом решения следующих уравнений:
а) (2x – 1) 2 = 2 – 4x; б) 4 – 9(2 – 5x) 2 = 0.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: решить задания № 24.25; 24.33.