Поурочные разработки по Алгебре 8 класс
Урок 3 - СВОЙСТВА ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ
Цели: повторить свойства неравенства; развивать умение сравнивать выражения, а так же умение пользоваться свойствами неравенств для решения различных заданий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Устно по карточкам оценить данные выражения, если известно 0 < < a < 5, 1 < b < 2:
а) 5а; б) 2a + 1; в) a2 + 1; г) a + b;
д) е) a2 + b2; ж) a2 + |b|.
Письменно на доске разбираются задания № 31.25; 31.37.
III. Решение задач.
1) Из учебника рассматриваются задания на доказательство различного уровня сложности № 31.39; 31.42; 31.44; 31.47.
Для сильных учеников даются задания № 31.57; 31.60.
2) Доказать следующие утверждения:
а) если a > b > 1, то a2b + b2 + a > ab2 + a2 + b;
б) если 1 < a < b < 2, то a2b – ab2 – a2 – ab + 2b2 + 2a – 2b > 0;
в) |a – 1| + |a – 2| ≥ 1;
г) |a – 3| + |a – 7| ≥ 4.
Р е ш е н и е:
в) Докажем, что |a – 1| + |a – 2| ≥ 1.
Данное неравенство лучше рассмотреть для нескольких условий:
a ≥ 2, 1 ≤ a < 2, a < 1.
Если a ≥ 2, то |a – 1| ≥ 1, |a – 2| ≥ 0; а значит, что сумма данных выражений (по свойствам неравенства) удовлетворяет неравенству |a – 1| + |a – 2| ≥ 1.
Если 1 ≤ a < 2, то справедливо следующее равенство |a – 1| + |a – 2| = a – 1 – a + 2 = 1. Значит |a – 1| + |a – 2| ≥ 1.
Если же a < 1, то 0 < |a – 1|, 1 < |a – 2|; а значит, сумма данных неравенств удовлетворяет следующему условию |a – 1| + |a – 2| > 1.
3) Найдите наименьшее значение выражений:
а) б)
4) Найдите наибольшее значение выражений:
а) б)
IV. Самостоятельная работа.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1) Известно, что a > 4, b > 1,1. Оцените значения выражений: |
|
а) 3a + 6b; б) a2 + |b|. |
а) 7a + 2b; б) |a| + b2 – 1. |
2) Докажите, что если x > 4, то: |
|
2x – 3,5 > 4,5. |
–5x + 37 < 17. |
3) Докажите, что при любых значениях переменной верно данное неравенство: |
|
a2 + 100 ≥ 20a |
x2 + 12x > –36 |
О т в е т ы:
Задание |
1 (а) |
1 (б) |
3 |
I |
3a – 6b > 18,6 |
a2 + |b| > 17,1 |
(a – 10) 2 ≥ 0 |
II |
7a – 2b > 30,2 |
|a| + b2 – 1 > 4,1 |
(x + 6) 2 > 0 |
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: № 31.41; 31.46; 31.55; 31.63.