Поурочные разработки по Алгебре для 9 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Системы неравенств с двумя переменными - Неравенства с двумя переменными и их системы - Уравнения и неравенства с двумя переменными
Цель: построение решения системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант 1
Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемых неравенством.
Вариант 2
Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемых неравенством.
III. Изучение нового материала
В ряде случаев на координатной плоскости приходится изображать множество решений системы неравенств с двумя переменными. Напомним, что пара значений неизвестных, которая одновременно является решением и первого и второго неравенства, называется решением системы двух неравенств с двумя переменными.
Пример 1
Рассмотрим систему неравенств с двумя переменными
Пара значений переменных (1; 4) является решением системы неравенств, т. к. является решением каждого неравенства: или
Пара значений переменных (1; 1) не является решением системы неравенств, т. к. не является решением первого неравенства: или
Множеством решений системы неравенств с двумя переменными является пересечение множеств решений всех неравенств, входящих в систему. На координатной плоскости множество решений системы неравенств изображается множеством точек, являющихся общей частью множеств, представляющих собой решения каждого неравенства системы.
Пример 2
Изобразим на координатной плоскости множество решений системы неравенств
Первое неравенство системы задает на координатной плоскости круг с центром в начале координат и радиусом, равным 1. Второе неравенство задает полуплоскость, расположенную ниже прямой 2х + у = 0.
Итак, решениями данной системы неравенств являются точки полукруга (они заштрихованы).
Пример 3
На плоскости х0у изобразим точки, удовлетворяющие системе неравенств
Изобразим сначала точки, удовлетворяющие первому неравенству. Построим график границы - график функции у = х2 - 2х - 1. Эта парабола пересекает ось 0у в точке у = -1, ось 0х в точках Вершина параболы находится в точке (1; -2), ветви параболы направлены вверх. Эта кривая разбила координатную плоскость на часть, заключенную между ветвями параболы, и часть, находящуюся за ветвями параболы. Взяв любую точку, например (1; -1), из первой части плоскости, видим, что она удовлетворяет неравенству у > х2 - 2х - 1. Поэтому все точки этой части также удовлетворяют неравенству (за исключением границы, т. к. неравенство строгое).
Аналогично, построив границу (х - 1)2 + (у + 2)2 = 1, видим, что неравенству (х - 1)2 + (у + 2)2 ≤ 1 удовлетворяют внутренние и граничные точки окружности.
Штриховкой показаны те точки, которые удовлетворяют системе неравенств. Причем стрелки показывают, что данная граница (часть параболы) не входит в множество решений системы неравенств.
Пример 4
Изобразим множество точек, которые являются решениями системы неравенств и вычислим площадь этой фигуры.
Запишем систему неравенств в следующем виде: или
Графиком первого неравенства является круг с центром в точке O1(4; -4) и радиусом Графиком второго неравенства являются точки, расположенные за окружностью с центром в точке O2(2; -2) и радиусом Итак, решениями данной системы неравенств являются точки, расположенные между двумя касающимися в начале системы координат окружностями (эти точки заштрихованы).
Найдем площадь этой фигуры. Она равна разности площадей окружностей: Таким образом, площадь заштрихованной фигуры ровно в 3 раза больше площади малого круга.
IV. Задание на уроке
№ 496 (а, б); 497 (б, г); 498 (а); 499 (б); 500 (а, в); 501 (а); 502 (б); 503.
V. Задание на дом
№ 496 (в, г); 497 (а, в); 498 (в); 499 (а); 500 (б, г); 501 (б); 502 (а).
VI. Подведение итогов урока