Поурочные разработки по Алгебре для 9 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Сложение и умножение вероятностей (факультативное занятие) - Начальные сведения из теории вероятностей - Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Цель: рассмотреть более сложные понятия теории вероятностей.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Достоверное событие и его вероятность.
2. Найти вероятность того, что при подбрасывании двух костей суммарное число очков окажется равным восьми.
3. Внутри окружности радиуса R находится окружность радиуса R/3. Найти вероятность того, что точка, брошенная в большой круг, попадет в малый круг.
Вариант 2
1. Невозможное событие и его вероятность.
2. Найти вероятность того, что при подбрасывании двух костей суммарное число очков окажется равным девяти.
3. Внутри окружности радиуса R находится окружность радиуса R/4. Найти вероятность того, что точка, брошенная в большой круг, попадет в малый круг.
III. Изучение нового материала
Два события называют несовместными, если в одном и том же испытании они не могут произойти одновременно, т. е. наступление одного из них исключает наступление другого.
Пример 1
Пусть в мешке находится 15 шаров: 7 белых, 5 красных и 3 зеленых. Из мешка наугад вынимают один шар. Рассмотрим следующие события: событие А - шар оказался красным; событие В - шар оказался зеленым (очевидно, что события А и В несовместны); событие С - шар оказался не белым (красным или зеленым). Выясним, как вероятность события С связана с вероятностями каждого из событий А и В.
Найдем вероятности событий А, В, С. Для каждого испытания (извлечение из мешка одного шара) равновозможными являются 15 исходов. Из них для события А благоприятны 5 исходов, для события В-3 исхода, для события С - 8 исходов.
Находим вероятности этих событий: Р(А) = 5/15, Р(B) = 3/15, Р(C) = 8/15.
Видно, что Р(С) = Р(А) + Р(В).
Имеем правило сложения вероятностей: если событие С означает, что наступает одно из двух несовместных событий А или В, то вероятность события С равна сумме вероятностей событий А и В.
Пример 2
На учениях летчик получил задание «уничтожить» три рядом расположенных склада боеприпасов. На борту самолета одна бомба. Вероятность попадания в первый склад равна 0,1, во второй - 0,15, в третий - 0,2. Любое попадание в результате детонации вызывает взрыв остальных складов. Найдем вероятность того, что склады будут уничтожены.
Обозначим события: А - попадание в первый склад, В - попадание во второй склад, С - попадание в третий склад (эти события несовместны), Д — уничтожение складов.
По правилу сложения вероятностей: Р(Д) = Р(А) + Р(В) + Р(С) = 0,1 + 0,15 + 0,2 = 0,45.
При решении некоторых задач удобно использовать свойство вероятностей противоположных событий. События А и В называют противоположными, если всякое наступление события А означает ненаступление события В, а ненаступление события А - наступление события В. Событие, противоположное событию А, обозначают символом
. Сумма вероятностей противоположных событий равна 1, т. е. ![]()
Пример 3
Пусть бросают игральную кость. Обозначим события: А - выпадения четного числа очков, В - выпадение нечетного числа очков. Очевидно, что А и В - противоположные события, т. е. В =
. При этом ![]()
Пример 4
Бросают 2 игральные кости. Какова вероятность того, что сумма очков, выпавших на двух кубиках, меньше 10?
Общее число равновозможных исходов этого испытания равно 36. Пусть событие А означает, что сумма выпавших на 2 кубиках очков меньше 10. Так как благоприятным для события А является большое число исходов, то удобно сначала найти вероятность противоположного ему события
, которое означает, что сумма выпавших очков больше или равна 10. Благоприятными для события
являются: 6 + 4; 6 + 5; 6 + 6; 5 + 6; 4 + 6. Поэтому вероятность ![]()
Два события называют независимыми, если наступление одного из них не влияет на вероятность наступления другого события.
Пример 5
Пусть в одном мешке находится 10 шариков, из которых 3 белых; а в другом - 15 шариков, из которых 7 белых. Из каждого мешка наугад вытаскивают по одному шарику. Какова вероятность того, что оба шарика окажутся белыми?
Рассмотрим события: А - из первого мешка вынимают белый шарик, В - из второго мешка вынимают белый шарик (события независимы).
Для события А благоприятными являются 3 исхода из 10 и Р(А) = 3/10, для события В - 7 исходов из 15 и Р(В) = 7/15.
Рассмотрим событие С, состоящее в совместном появлении событий А и В. Общее число равновозможных исходов испытания, в которых событие С наступает или не наступает, равно 10 · 15. Действительно, каждому из 10 извлечений шарика из первого мешка соответствует 15 возможностей извлечения шарика из второго мешка. Благоприятными для события С являются те исходы, при которых оба вынутых шарика оказываются белыми. Каждому из 3 возможных извлечений белого шарика из первого мешка соответствуют 7 возможностей извлечения белого шарика из второго мешка, т. е. число исходов, благоприятных для события С, равно 3 · 7. Поэтому получаем:
или Р(С) = Р(А) · Р(В).
Имеем правило умножения вероятностей: если событие С означает совместное наступление двух независимых событий А и В, то вероятность события С равна произведению вероятностей событий А и В, т. е. Р(С) = Р(А) · Р(В).
Пример 6
Бросают две игральные кости. Какова вероятность появления на первой кости четного числа очков и на второй трех очков?
Обозначим события: А - появление на первой кости четного числа очков, В - появление на второй кости трех очков, С - появление на первой кости четного числа очков и на второй кости трех очков (т. е. событие С состоит в совместном появлении событий А и В).
События А и В независимы, тогда ![]()
![]()
IV. Контрольные вопросы
1. Какие события называют несовместными?
2. Правило сложения вероятностей.
3. Свойство вероятностей противоположных событий.
4. Какие события называют независимыми?
5. Правило умножения вероятностей.
V. Задание на уроке
№ 820; 822; 824; 826; 828; 830.
VI. Задание на дом
№ 821; 823; 825; 827; 829.
VII. Подведение итогов урока