Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Как развивалось представление о числе
На ранних ступенях развития человечества представление о числе у людей складывалось из счета различных предметов — плодов, деревьев, людей, животных, изделий и пр. В то время человек приобрел понятие натурального числа. Вначале он знакомился с небольшими числами. Расширение запаса чисел шло медленно. Довольно долго люди знали счет только до двух. Затем счет постепенно распространился до семи, и это число казалось очень большим, что подтверждается многими пословицами и поговорками, сохранившимися до наших дней: «Семеро (т. е. большое число людей) одного не ждут» или «Один с сошкой (с сохой) — семеро с ложкой» и др.
Затем люди овладели счетом в пределах трех-четырех десятков.
В то время у многих народов число 40 выглядело как предел счета, оно служило названием неопределенно большого числа. С тех пор, например, слово сороконожка мы понимаем как «многоножка». Выражение сорок сороков употребляли, чтобы сказать, что это число предметов невозможно назвать. Позже таким числом у славян стало тьма — десять тысяч, а потом тьма-тьмущая.
При счете множества предметов единица являлась наименьшим числом, при этом необходимости делить единицу на части не возникало. Но когда люди научились измерять различные величины — длину, массу, время и т. д., то у них довольно часто при измерениях получались излишки (остатки), в которых единица меры не укладывалась. Чтобы точнее производить измерения, появилась необходимость делить, или ломать, единицу. Возникла потребность в дробях. Дроби были открыты значительно раньше того, как люди поняли, что натуральный ряд чисел бесконечен.
Дроби получались в результате не только измерений, но и деления. Используя только целые числа, во многих случаях деление нельзя было выполнить. Когда же люди познакомились с дробями, стало возможным разделить любое натуральное число на другое, кроме 0. Однако долгое время математики не считали дроби числами. Их принимали как особые знаки, и только. Дробь определяли как собрание нескольких равных частей или долей единицы. Знаменитый греческий математик Евклид (IV в. до н. э.), разъясняя, что надо понимать под числом, указывал: «Число есть множество единиц». Это определение числа математики признавали за наиболее верное до XVIII в. Нуль и дроби по этому определению к числам не относились. Нуль в то время определяли как «ничто», так как 1 — 1 = 0 и 2 — 2 = 0 и т. д., т. е. в результате не было ничего.
Только во второй половине XVIII в. великий английский математик Исаак Ньютон ввел новое определение числа. Он сказал: «Число есть отношение одной величины к другой того же рода, принятой за единицу». Иначе говоря, число стали рассматривать как результат сравнения любой величины с единицей измерения той же величины. Например: число получалось от сравнения, во сколько раз длина данного отрезка больше или меньше меры, принятой за единицу длины. Подобное сравнение можно получить при делении значения одной величины на значение другой величины того же рода. По этому определению дробь заняла вполне определенное положение среди других чисел.
Полноправным числом стали рассматривать и единицу, которая, как и другие числа, могла быть выражена дробью, например, в виде:
и т. д. Нуль все еще понимался как знак «ничто». Лишь значительно позже его признали числом, от прибавления или вычитания которого результат не менялся, а при умножении на нуль произведение преобразовывалось в нуль.
Расширение понятия числа на этом не остановилось. Трудами ученых-математиков это понятие продолжало развиваться и обогащаться.
Упражнения и задачи
1. Найдите значение дробей, записанных единичными дробями: 1/2 1/8 1/4; 1/3 1/5; 1/2 1/3 1/7; 1/2 1/5 1/6.
Ответ:
2. Следующие дроби запишите суммой единичных (основных) дробей, например: 5/8 = 1/84 - 4/8 = 1/8 + ½ : 3/8; 5/6; 3/14; 4/9.
Ответ:
3. В одной задаче из папируса Ахмеса требуется разделить 8 хлебов между 10 лицами. В ответе дано (в современной записи) 8 : 10 = 2/3 + 1/10 + 1/30. Проверьте ответ.
4. Разделить 10 на две части, разность которых 5 (задача Бахаэддина — иранского ученого XVI в.).
Ответ:
Локоть (525 мм) — измерительный прибор, применявшийся в Древнем Египте.