Столбчатые и круговые диаграммы - Чтение и построение диаграмм - Таблицы и диаграммы

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Столбчатые и круговые диаграммы - Чтение и построение диаграмм - Таблицы и диаграммы

Цель: познакомить учащихся с новым видом диаграмм — круговой диаграммой.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Устная работа.

1. Используя рисунок 198, вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления.

Как вы думаете, кто мог двигаться в каждом из этих случаев?


image398


Рис. 198


2. Заполните таблицу:


Собственная скорость, км/ч

Скорость течения, км/ч

Скорость по течению, км/ч

Скорость против течения, км/ч

12

4



25


28


24



20


3


16


III. Формирование умений и навыков.

1. Построение столбчатых диаграмм.

1). Бегущий человек достигает скорости приблизительно 40 км/ч, жираф — 50 км/ч, лев — 60 км/ч, лошадь — 64 км/ч, борзая — 72 км/ч, гепард — 120 км/ч. Постройте диаграмму скоростей.

2). Части света имеют площади (в млн. км2):

Европа — 11, Азия — 44, Африка — 30, Северная Америка — 24, Южная Америка — 18, Австралия с Океанией — 9, Антарктида — 14. Постройте диаграмму, изображая 1 млн. км2 столбиком высотой 2 мм.

2. Знакомство с круговыми диаграммами.

1). Круговая диаграмма (рис. 199) площади земной поверхности.


image399


Рис. 199


Она показывает, какую часть поверхности занимают материки и острова, а какую — океаны и моря. Обратить внимание учащихся на то, что круговые диаграммы используются в тех случаях, когда хотят наглядно показать, на какие части делится что-то целое.

2). В одной роще подсчитали число деревьев, и оказалось, что их 12 000. На диаграмме (рис. 200) показано, какая часть деревьев хвойные, а какая — лиственные. Узнайте, сколько каких деревьев было в роще.


image400


Рис. 200


3). У, № 1206.

3. Построение круговой диаграммы.

В классе 32 человека. 12 человек занимаются в спортивных секциях, 4 увлекаются танцами, 6 человек посещают художественную школу, 8 увлекаются компьютерными играми, остальные дети не имеют увлечений. Постройте круговую диаграмму увлечений учащихся класса.

1) Узнаем, какую часть класса составляют дети, занимающиеся: в спортивных секциях (12/32 = 3/8); в танцевальном кружке (4/32 = 1/8); в художественной школе (6/32 = 3/16); в компьютерном кружке (8/32 = 1/4); не занимающихся (2 человека, 2/32 = 1/16) .

2) Чтобы построить круговую диаграмму, берем круг и делим его на 8 равных частей. 1/8 доля — это 4 человека.


IV. Итог урока.

Какая диаграмма проще для построения: круговая или столбчатая?


V. Домашнее задание. Подобрать в СМИ столбчатые и круговые диаграммы и проанализировать их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]