Математика 5 класс - Поурочные разработки
Прямая. Отрезок и луч - Прямая. Части прямой. Ломаная - Линии
Цели: дополнить и расширить представления о фигурах, связанных с прямой; закрепить умение строить прямые отрезки и лучи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа (цели — восстановление навыков использования таблицы сложения в вычислениях с круглыми числами; решение текстовых задач, содержащих в условии выражения «всего», «вместе», «осталось»).
1. Как можно разложить в две коробки 11 карандашей?
2. В двух корзинах 20 белых грибов. Сколько грибов может оказаться в каждой корзине?
3. В классе 9 мальчиков и 16 девочек. Сколько всего учеников в классе?
4. У продавца было 23 кг орехов. Он продал 18 кг. Сколько килограммов орехов у него осталось?
5. Когда девочка прочитала в журнале 28 страниц, ей осталось прочитать еще 4 страницы. Сколько всего страниц в журнале?
6. Вычислите:
Заполнив таблицу на доске, узнаем, какая линия является самой важной на плоскости.
1700 |
1320 |
1160 |
2100 |
1050 |
1400 |
Эта линия — прямая.
III. Изучение нового материала.
1. Построение прямой с помощью линейки.
Все, что в жизни нашей свято,
Мы не вправе отрицать.
У прямой же нет, ребята,
Ни начала, ни конца.
Прямая — незамкнутая линия, неограниченно продолжается в обе стороны. Проводя прямую, мы показываем лишь ее часть (рис. 4).
Рис. 4
2. Обозначение прямой.
Прямая проходит через точки А и В и называется АВ или В А. В этом случае говорят, что точки А и В лежат на прямой или принадлежат ей (рис. 5). Прямая может быть обозначена одной маленькой буквой латинского алфавита а, b, с, d, е, f, k, l, m, ... (рис. 6).
Рис. 5
Рис. 6
3. Практическая работа.
1). Постройте прямую k. Отметьте на прямой k точки А, В, D). Отметьте точки М и С, не лежащие на прямой k. Сколько существует точек, лежащих на прямой k? Не принадлежащих прямой k? Сделайте вывод (рис. 7).
Рис. 7
2). Отметьте точку О. Проведите через точку О прямую а. Проведите через точку О прямую b. Сколько прямых можно провести через точку О?
Сделайте вывод (рис. 8).
Рис. 8
3). Отметьте точки А и В. Проведите через них прямую. Сколько прямых можно провести через две данные точки? Сделайте вывод (рис. 9).
Рис. 9
4. Понятие луча.
1). На прямой АВ отметим точку О. Эта точка делит прямую на две части. Каждую из них называют лучом.
Вдруг на небе из-за серых, темных туч
Показался долгожданный солнца луч,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет.
Точку О называют началом луча. На рисунке 10 изображены лучи ОА и ОВ.
Рис. 10
2). Выполните задание: У, № 18 (устно).
5. Понятие отрезка.
На прямой k отметим две точки А и В. Часть прямой, ограниченная данными точками, называется отрезком. Отрезок обозначают так: АВ или ВА (рис. 11).
Рис. 11
Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит — молодец.
У отрезочка любого
Есть начало и конец.
Физкультминутка «Встали — сели»
Если утверждение верно, то учащиеся садятся за парту, если неверно, то встают.
Используя рисунок 12, ответьте, верно ли утверждение:
• прямые а и b пересекаются в точке С;
• прямые а и b пересекаются в точке D;
• точка С лежит на прямой а;
• точка М лежит на прямой а;
• точка С принадлежит отрезку KD;
• точка С принадлежит лучу KD;
• прямая b проходит через точки С и М;
• прямая а проходит через точку А;
• отрезок KD лежит на прямой b;
• отрезок DM лежит на прямой b.
Рис. 12
IV. Закрепление изученного материала.
1. Индивидуальная работа учащихся у доски с последующей проверкой.
У, № 16, 17, 19, 20.
2. Работа с классом: У, № 28, 27 (задача-исследование).
V. Итог урока.
— Я очень важен, потому что бесконечен! — хвалился Луч.
— Не важничай! — сказала Точка. — Ведь это я даю тебе начало, без меня тебе не обойтись. Да если я еще раз встану на твоем пути, то отрежу от тебя отрезок.
— Чем же я хуже? — обиделась Прямая. — Каждый должен идти к цели по прямой! Да к тому же по мне можно двигаться в обе стороны, чего ты, луч, не можешь себе позволить.
Смутился Луч и отправился дальше, признав правоту своих родственников.
VI. Домашнее задание.
У, п. 1.2 прочитайте; РТ, часть 2, № 10—14.