Ломаная - Прямая. Части прямой. Ломаная - Линии

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Ломаная - Прямая. Части прямой. Ломаная - Линии

Цели: ввести понятие ломаной, сформировать умение называть ломаные, их вершины и звенья.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос учащихся у доски.

Карточка 1. Отметьте на плоскости точки D, К, С, не лежащие на одной прямой. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых? Запишите их.

Карточка 2. Дана прямая АВ и на ней точка С. Проведите прямую, пересекающую прямую АВ в точке С. Обозначьте ее. Сколько лучей с началом в точке С получилось?

Карточка 3. На прямой АВ отметьте:

а) точку М, принадлежащую отрезку АВ;

б) точку К, принадлежащую лучу АВ, но не принадлежащую отрезку АВ;

в) точку С, не принадлежащую лучу АВ.

Карточка 4. Даны четыре точки А, В, С, D. Постройте все возможные отрезки с концами в точках А, В, С, D. Запишите все отрезки.


2. Фронтальная работа с классом.

• Сколько прямых можно провести через одну точку?

• Сколько прямых можно провести через две точки?

• Как называют прямую, проходящую через точки А и В?

• Прямые АВ и ВА совпадают или нет?

• Сколько общих точек могут иметь две прямые?

• Чем отличается изображение луча от изображения отрезка?

• Назовите точку, являющуюся началом луча CD.

• Совпадают ли отрезки КМ и МК?

• Сколько лучей изображено на рисунке 13?

• Сколько отрезков изображено на рисунке 14?

• Опишите рисунок 15. (Написать не менее пяти утверждений.)



Рис. 13


image22


Рис. 14



Рис. 15


III. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Начертите отрезок АВ. Отметьте точку С, не принадлежащую отрезку АВ. Проведите через точку С:

а) прямую b, не пересекающую отрезок АВ;

б) прямую а, пересекающую отрезок АВ.

2. Выпишите отрезки и лучи, которые есть на рисунке 16.



Рис. 16


Вариант 2

1. Начертите луч ОР. Отметьте точку К, не принадлежащую лучу ОР. Проведите через точку К:

а) прямую m, пересекающую луч ОР;

б) прямую l, не пересекающую луч ОР.

2. Выпишите отрезки и лучи, которые есть на рисунке 17.



Рис. 17


IV. Изучение нового материала.

1. Практическая работа.

1). Точка Я помещена в одном из узлов квадратной сетки.

Отметьте точку:

• А, расположенную на 4 клетки левее и 5 клеток ниже точки Я;

• Н, расположенную на 2 клетки правее и 2 клетки ниже точки А;

• А у расположенную на 5 клеток правее и 2 клетки выше точки Н;

• М, расположенную на 1 клетку правее и 3 клетки выше точки А;

• О, расположенную на 2 клетки левее и 7 клеток выше точки М;

• Л, расположенную на б клеток левее и 5 клеток выше точки Л.

2). Соедините последовательно данные точки. Какая линия получилась?

Ее название можно прочитать справа налево: ЛОМАНАЯ. Точки называются вершинами ломаной, а отрезки, их соединяющие, — звеньями ломаной.

3). Сколько вершин имеет данная ломаная? Сколько звеньев?


2. Работа с рисунком.

1). Назовите ломаную, изображенную на рисунке 18.


image23


Рис. 18


2). Назовите вершины этой ломаной.

3). Перечислите ее звенья.

4). Скажите, что надо сделать, чтобы ломаная была замкнутой. .


V. Формирование умений и навыков.

1. Построение ломаной по описанию: У, № 25.

2. Построение ломаной, ее обозначение: У, № 26, 29.


VI. Итоги урока.

1. Из линий, изображенных на рисунке 19, выберите ломаные:

а) замкнутые;

б) замкнутые с самопересечением;

в) состоящие из четырех и более звеньев.



Рис. 19


2. Является ли четырехугольник ломаной?


VII. Домашнее задание.

У, п. 1.2, № 22, 24; РТ, часть 2, № 15, 16.






Для любых предложений по сайту: [email protected]