Математика 5 класс - Поурочные разработки
Прикидка и оценка результатов вычислений - Сложение и вычитание - Действия с натуральными числами
Цели: познакомить учащихся с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, отработать вычислительные навыки.
Ход урока
I . Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Устная работа.
1. Вычислите:
2. Найдите пропущенное число:
3. Округлите:
а) до десятков: 57, 93, 216, 381;
б) до сотен: 538, 763, 288, 1880;
в) до тысяч: 8127, 6743, 2078, 3974.
III. Изучение нового материала.
1. Хватит ли трех кусков металлической сетки, чтобы сделать забор длиной 100 м, если длина кусков: а) 28 м, 30 м, 29 м; б) 41 м, 43 м, 25 м?
Можно ли ответить на вопрос задачи, не выполняя точных вычислений?
а) Прикидка: 28 + 30 + 29 ≈ 30 + 30 + 30 < 100.
2. У, № 197. Рассуждения проводятся устно, например: а) сумма чисел 47 и 54 меньше суммы чисел 50 и 60, так как 47 меньше 50 и 54 меньше 60.
3. У, № 198. Рассуждения по образцу, данному в учебнике.
4. У, № 199.
Прикидка: 284 + 634 ≈ 300 + 600 = 900.
Физкультминутка «С мячом»
Дети перекидывают мяч друг другу и называют числа, считая парами (пятерками, тройками и т.д.).
IV. Формирование умений и навыков.
1. Незнайка выполнил домашнюю работу, но был очень невнимательным. Все ответы неверные. Объясните почему.
315 + 118 = 197; .
327 + 345 = 572; .
156 - 76 = 75;
372 + 732 = 904; .
321 - 211 = 210; .
437 + 500 = 936.
Какими приемами вы пользовались, чтобы помочь Незнайке?
2. У, № 200 (устно).
3. У, № 201. Используются два приема: определение последней цифры результата и прикидка.
4. У, № 207.
V. Закрепление.
Самостоятельная работа: ДМ, О-6, № 9 (1), 10, дополнительно: № 12.
VI. Итоги урока.
1. Для чего нужна прикидка и оценка?
2. Как выполняют прикидку и оценку результатов вычислений при сложении и вычитании натуральных чисел?
VII. Домашнее задание. ДМ, О-6, № 6, 7, 8 (1), 9 (2).