Решение текстовых задач - Сложение и вычитание - Действия с натуральными числами

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Решение текстовых задач - Сложение и вычитание - Действия с натуральными числами

Цели: углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом; сформировать умение проверять правильность ответа, полученного при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Плакат: «Умение решать задачи — такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения». Д. Пойа.

1. Найдите правило, по которому можно продолжить последовательность, и назовите следующие три числа:

а) 30, 35, 40, ....

б) 3, 13, 23, 33, ....

в) 70, 61, 52, ....

г) 1, 2, 3, 5, 8, ....

2. Замените в квадрате одно число так, чтобы он стал магическим.

3. Блиц-опрос.

а) В классе 9 мальчиков и 16 девочек. Сколько всего учащихся в классе?

б) У продавца было 23 кг орехов. Он продал 18 кг. Сколько килограммов орехов у него осталось?

в) В марте было 15 солнечных дней, а в апреле — на 7 дней больше. Сколько солнечных дней было в апреле?

г) В баке 30 л воды, а в ведре на 20 л меньше. Сколько воды в ведре? Сколько всего воды в баке и ведре?

д) На сколько сантиметров провод длиной 18 м короче провода длиной 25 м?

е) Придумайте свою задачу со словами «на столько больше», «на столько меньше», «всего».


III. Формирование умений и навыков.

1. Обсуждение и решение задачи У, № 206 со всеми учащимися.

1). Прочитайте задачу, составьте краткую запись.

2). Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

3). Можно ли узнать, сколько километров семья пролетела на самолете? проехала на поезде?

4). Составьте план решения задачи.

5). Что узнаем первым действием? вторым? И т. д.

6). Во сколько действий решается задача?

7). Запишите решение задачи. (Один учащийся записывает решение на переносной доске.)

8). Проверка.

2. Решение задач с выбором правильного ответа. ДМ, 0-9, № 1, 2, 3, 4.

1). Верным является ответ «а», так как 10 + 7 = 17 — всего вагонов, 10 - 7 = 3 — купейных вагонов на 3 больше.

2). Верным является ответ «в», так как 14 + 22 = 36 — всего учеников, 22 - 14 = 8 — мальчиков на 8 меньше, чем девочек.

Аналогично решить задачи № 3, 4. Рассуждения проводить устно.

3). Решение и обсуждение задач.

1. У, № 218. Краткую запись к этой задаче можно представить в виде схемы (рис. 51):


image88


Рис. 51


Впишите в каждую рамочку получившиеся числа.

2. У, № 219. Запишите условие задачи в виде схемы (рис. 52):



Рис. 52


Как на схеме показать, что задача решается обратным ходом?

Физкультминутка

• Встаньте. Внимательно посмотрите на рисунок 53. Постарайтесь все запомнить.

• Закройте глаза. Сделайте три приседания. Откройте глаза. Что изменилось?

• Повернитесь спиной к доске. Сделайте три наклона в стороны. Повернитесь. Что изменилось?

• Закройте глаза. Три раза подпрыгните на левой ноге и три раза — на правой. Откройте глаза. Что изменилось?



Рис. 53


3. У, № 223. Решите задачу, пользуясь рисунком 53.

44 - 37 = 7 (ф.) — желтых; 44 - 32 = 12 (ф.) — синих; 44 - 29 = 15 (ф.) — красных; 12 + 15 = 27 (ф.) — синих и красных; 37 - 27 = 10 (ф.) — зеленых.

Как проверить правильность найденных ответов? Сделайте проверку.


IV. Закрепление.

ДМ, П-6. Дополнительно: У, № 220, 221.


V. Итог урока.

Сформулируйте принцип решения задач, аналогичных задаче 219.


VI. Домашнее задание.

У, № 205, 212, 217, 222.






Для любых предложений по сайту: [email protected]