Умножение и деление натуральных чисел - Умножение и деление - Действия с натуральными числами

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Умножение и деление натуральных чисел - Умножение и деление - Действия с натуральными числами

Цели: восстановить основные знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением натуральных чисел; уяснить взаимосвязь умножения и деления.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Устная работа.

1. Арифметическая минутка. РТ, № 69.

2. Подумайте, как составлена таблица, и заполните ее:


1

2

3

10


20

25


4

5

6

7

8

3


10

4

10

18

70

120


100

200


3. Таня живет на втором этаже. Ваня — в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, у которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек до подъезда и до первого этажа нет. На каком этаже живет Ваня?


III. Актуализация знаний.

1. Решите задачу.

18 карандашей разложили поровну в 3 коробки. Сколько карандашей лежит в каждой коробке?

18 : 3 = 6 (к.).

Действие деление определяется на основе умножения. Разделить число 18 на 3 — это значит найти такое число, которое при умножении на 3 даст 18. (6 · 3 = 18.)

Опорная схема:

2. Фронтальная работа с классом.

1). Всегда ли можно разделить одно натуральное число на другое?

Нет такого натурального числа, которое равно частному 7 : 3.

2). Можно ли натуральное число разделить на 0? Попробуем вычислить частное 7 : 0, т. е. найти такое число, которое при умножении на 0 даст 7. Но при умножении на 0 всегда получаем 0. Говорят, что выражение 7 : 0 не имеет смысла.

Относительно деленья,

Школьник, помни твердо то,

Что давно в научном мир.

Делить на нуль запрещено.

3). Сформулируйте свойства деления, связанные с 0 и 1. Приведите примеры, иллюстрирующие эти свойства.

Для любого числа а а : 1 = а.

Для любого числа а, не равного нулю, а: а = 1; 0 : а = 0.


IV. Формирование умений и навыков.

1. 1). Работа у доски. Деление выполняется учащимися с подробными пояснениями: а) 51 500 : 5; б) 35 719 : 23; в) 6732 : 33; г) 19 360 : 605.

2). РТ, часть 2, № 62 с комментированием, № 63 (самостоятельно, взаимопроверка).

Физкультминутка «Истинно — ложно»

Если вы согласны с утверждением — встаньте; если нет — присядьте.

• Произведение чисел 900 и 9 равно 8100.

• Если 0 умножить на число, то получится это число.

• Если число умножить на 1, то получится то же число.

• Делить на 0 нельзя.

• Результат деления называется произведением.

• 2 м в 100 раз длиннее 2 см.

• 35 в 5 раз больше 8.

• 50 см в 4 раза короче 2 м.

2. У, № 229 (устно), 227, 242 (а).


V. Итоги урока.

1. Как называются компоненты деления и результат?

2. Можно ли число разделить на 0?

3. Можно ли 0 разделить на число?

4. Всегда ли из двух данных натуральных чисел одно делится на другое?


VI. Домашнее задание.

У, № 225, 242 (б).






Для любых предложений по сайту: [email protected]