Виды углов. Биссектриса угла - Как обозначают и сравнивают углы - Многоугольники

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Виды углов. Биссектриса угла - Как обозначают и сравнивают углы - Многоугольники

Цели: познакомить с понятием «биссектриса угла»; ввести классификацию углов через сравнение с прямым углом.

Ход урока

I . Организационный момент.


II. Объяснение нового материала.

1. В соответствии с п. 5.1 учебника ввести понятие биссектрисы угла.

1). Практическое задание. Возьмите угол, вырезанный из листа бумаги. Сложите его так, чтобы стороны совпали. Линия сгиба будет биссектрисой этого угла.

2). У, № 466.

2. Познакомить учащихся с чертежным инструментом — угольником. Ввести понятие прямого угла.

1). Практическое задание.

а) Постройте с помощью угольника прямой угол.

б) Согните лист бумаги пополам, затем еще раз согните пополам. Разверните его. Линии сгиба образуют четыре равных угла. Какие это углы?

2). У, № 470.

3. Познакомить учащихся с развернутым углом, острым и тупым углами.


III. Формирование умений и навыков.

1. Решение задач.

1). У, № 467 (устно), 468. Сначала по клеткам построить прямой угол, а затем острый и тупой.

2). У, № 472 (устно). Сравнить углы АОС и BOD можно так. Пары углов AOD и DOB, АОС и СОВ составляют развернутый угол. Так как угол AOD больше угла СОВ, то угол, дополняющий угол AOD до развернутого, должен быть меньше, чем угол, дополняющий угол СОВ до развернутого. Значит, угол DOB меньше угла АОС. Всего на рисунке семь углов.

3). РТ, часть 2, № 45, 46, 47, 48.

2. Игровая ситуация «В гостях у архитектора».

Незнайка сказал: «Я больше не хочу заниматься углами. Чертим углы, вырезаем, сравниваем. Для чего я их узнал? Кому нужны углы?»

1). Предложите детям ответить на вопросы Незнайки.

А еще углы нужны архитектору. Архитектор чертит дом на бумаге, потом по этому чертежу строят дом.

2). Найдите на чертеже (рис. 98) прямые углы и проверьте с помощью угольника.


image179


Рис. 98


«Ура, — закричал Незнайка. — Я понял, что все архитекторы чертят только прямые углы».

3). Прав ли Незнайка? Ответьте на вопрос, рассмотрев следующие рисунки. Найдите на этих рисунках (см. рис. 99) острые и тупые углы.



Рис. 99


«А почему на одном доме у крыши угол острый, а на другом — тупой? Для чего так по-разному строят дома?» — спросил Незнайка.

Если у крыши угол очень тупой, то зимой на ней может скопиться столько снега, что крыша не выдержит. А весной, когда снег начнет таять, в таком доме все промокнет. Значит, там, где зимой много снега, лучше делать крышу с острым углом: на такой крыше много снега не задержится. Да и домику под ней, пожалуй, теплее. Ну а если дом строят там, где тепло, то делать у крыши острый угол необязательно; там можно строить дом даже с плоской крышей.

3. Решение задач.

1). Посмотрите на часы (модель циферблата часов (рис. 100)). Стрелки часов тоже образуют угол. Какой угол образуют стрелки часов?


image181


Рис. 100


2). У, № 471 (устно), 475.

На основании решения первой задачи упражнения 475 часть учащихся может догадаться, что, чтобы угол ABC был прямым, нужно провести диаметр АС. Другие же увидят, что АС — диаметр окружности, после построения прямого угла с помощью угольника.

4. Практическая работа. Используя клетчатую бумагу, легко построить прямой угол, когда вершина угла лежит в узле сетки, а стороны угла идут по линиям сетки. Построим прямой угол в ином положении.

1). Отметьте вершину О угла в узле сетки, а сторону угла проведите через точку сетки, расположенную от вершины на две клетки вправо и одну клетку вверх (рис. 101).


image180


Рис. 101


2). С помощью угольника проведите другую сторону угла. (Учащиеся должны увидеть, что она проходит через точку, расположенную от вершины на одну клетку влево и две клетки вверх.)

3). Проведите другим цветом сторону второго прямого угла через точку сетки, расположенную от вершины на одну клетку вправо и три клетки вверх.

4). Как пройдет другая сторона? (Другая сторона прямого угла пройдет через точку, расположенную от вершины на три клетки влево и одну клетку вверх.)

5). Подметив закономерность, учащиеся самостоятельно отмечают пару точек, удовлетворяющих ей, и проверяют с помощью угольника, является ли построенный по этим точкам угол прямым.


IV. Итоги урока.

1. Что такое угол?

2. Что такое биссектриса угла?

3. Какой угол называется развернутым?

4. Как с помощью угольника построить прямой угол?

5. Какой угол называется острым? тупым?


V. Домашнее задание.

У, № 469, 473, 474.






Для любых предложений по сайту: [email protected]