Математика 5 класс - Поурочные разработки
Сопоставление десятичной системы записи чисел и римской нумерации - Как записывают и читают числа - Натуральные числа
Цели: обобщить знания учащихся о различных способах нумерации, развивать их представления о десятичной системе записи чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Найдите значение выражения (запись на доске, рис. 34):
Рис. 34
III. Актуализация знаний.
Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? В соответствии с п. 2.1 учебника рассмотреть вопрос о том, как люди раньше записывали числа и как записывают числа в римской нумерации.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Римская нумерация.
1). Учащиеся самостоятельно выполняют задания 7, 8, 9, 10 из РТ, часть 1. Один ученик выполняет задание 9 на магнитной доске. (Необходимо поставить карточки с числами в пустые окошки.)
При проверке повторить правила записи чисел в римской нумерации: если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей; если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей.
2). Удобно ли записывать и читать числа в римской нумерации?
Нет. Даже чтобы прочитать число, нужно устно складывать и вычитать, так как каждая цифра, где бы она ни стояла, означает одно и то же число единиц. Если бы мы захотели в римской нумерации записать очень большое число, состоящее из тысяч и миллионов, то нам потребовалось бы придумать много новых цифр. Даже запоминать их было бы трудно.
3). Попробуйте сложить числа MDCCLXXIV и CXLXIII. Вывод: для практического употребления римская нумерация неудобна.
2. Десятичная система записи чисел. Великим достижением математики было изобретение десятичной системы записи чисел, хорошо вам известной.
1). Игровая ситуация. Несколько детей выстраиваются в шеренгу лицом к классу, и учитель дает каждому из них лист с нарисованной на нем цифрой. Дети по команде одновременно показывают свои цифры классу. Задача класса — прочитать число. Затем дети в шеренге обмениваются листами, и «возникает» новое число. Потом им можно дать листы с новыми цифрами, поменять число детей и т. д.
2). Чем удобна наша система записи чисел? Тем, что используется только 10 цифр. Значение цифры зависит от того, какое место она занимает, а точнее, в каком разряде находится. Поэтому система называется позиционной.
V. Закрепление материала.
1. Рассмотрев рисунок на с. 23 учебника, ответьте на вопрос: «Почему мышки так одеты?»
2. У, № 75 (устно).
3. У, № 78, 79, 80, 87 (самостоятельно в тетради).
4. Вычислите:
284 + 625; 705 + 344; 1931 + 358; 4387 + 5000.
VI. Итог урока.
Какая система записи чисел удобнее? Почему?
VII. Домашнее задание.
У, п. 2.1, № 82, 94, 95. Дополнительное задание. Из спичек сложили шесть неверных равенств:
Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными.