Математика 5 класс - Поурочные разработки
Десятичная система записи чисел - Как записывают и читают числа - Натуральные числа
Цели: развивать представления о десятичной системе записи чисел, отрабатывать навыки чтения и записи чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа и индивидуальный опрос учащихся.
1. Индивидуальный опрос учащихся.
Карточка 1. 1. Запишите цифрами число: а) восемьдесят четыре тысячи сто двадцать; б) 405 тыс.
2. Прочитайте число 3 048 504 325. Назовите класс тысяч. Что обозначает цифра 4 в записи этого числа?
Карточка 2. 1. Запишите цифрами число: а) пятьсот тысяч двести тридцать два; б) 212 тыс.
2. Прочитайте число 300 100 234. Сколько классов в этом числе? Сколько различных цифр использовано для записи числа?
Карточка 3. 1. Запишите цифрами число: а) пять тысяч пятнадцать; б) 23 млн.
2. Назовите число на 1 больше числа 8999.
3. Прочитайте число 21 085 010. Что обозначает каждый нуль?
2. Фронтальная работа с классом.
1. а) Назовите все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц.
б) Перечислите все трехзначные числа, в которых б сотен, а десятков и единиц поровну.
2. Внимательно рассмотрите числа 358, 853, 385 и определите сходство и различие в их записи.
Ответ: сходство: все числа трехзначные, в записи использованы одни и те же цифры; различие: расположение цифр разное.
3. Замените числа 358, 853, 385 суммой разрядных слагаемых.
4. Сколько цифр используют для записи натуральных чисел? Какую цифру изобрели последней? Для чего употребляется цифра 0?
III. Изучение нового материала.
1. Прочитайте числа 57800700030, 4060015000, 10700906000, 123465742238 (каждое число записать на доске без промежутков между классами).
1). Что нужно сделать, чтобы легче было прочитать число? (Разбить справа налево на классы по три цифры в каждом.)
2). Как называются классы натуральных чисел? (Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов.)
3). За классом миллионов идет класс миллиардов. Напишите число один миллиард.
4). Как представить себе миллиард? (Почти 32 года придется ждать, пока истечет миллиард секунд. Книга в 1 миллиард страниц была бы толщиной в 40 км.)
2. РТ, часть 1, № 2, 3, 5 (устно), 6 (самостоятельно со взаимопроверкой).
Физкультминутка «Истинно — ложно»
Если математическое предложение верное, то учащиеся сидят, если ложное, встают и кто-то из них объясняет, почему ложное. .
• Сумма четырех сотен, четырех десятков и четырех единиц равна 440. .
• В записи числа одна тысяча три нуля.
• Наибольшее трехзначное число 900.
• В записи числа один миллион пять нулей.
• Наименьшее четырехзначное число 1000.
• Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр. .
• В сотне десять десятков. .
• В тысяче десять сотен.
• Единица каждого следующего разряда в 10 раз | больше единицы предыдущего разряда.
IV. Домашнее задание.
У, № 83, 88, 92, 90.
V. Формирование умений и навыков.
1. У, № 89 (устно), 85, 86 (самостоятельно, проверка).
2. Незнайка записывал числа не думая. Ему называют пятьсот пять, а он пишет: 5005. Вместо пятьсот пятьдесят он пишет: 50 050. И вместо пять тысяч пятьсот он пишет: 5 000 500. Прочитайте числа, которые записал Незнайка. Запишите правильно числа, которые называли Незнайке. Спасибо, что вы помогли Незнайке. А теперь сами напишите проверочную работу.
3. Проверочная работа. ДМ, П-1.
VI. Итоги урока:
1. Как называется наша нумерация?
2. Почему она называется позиционной?
3. Почему она называется десятичной?