Математика 5 класс - разработки уроков
ПРОЦЕНТЫ
Цели: научить давать определение процента, обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно.
Оборудование: плакаты для устных упражнений и объяснения нового материала.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Квадрат ABCD разделен на равные части. Площадь заштрихованной фигуры равна 6 м2. Найдите площадь квадрата AВCD.
(Вывешивается плакат.)
2. Учитель: Если вы правильно выполните вычисления и выпишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока.
Примечание: сначала вычисляются примеры, а потом открывается таблица.
3,5 |
0,8 |
0,36 |
1,6 |
0,25 |
0,1 |
|
Итак, тема нашего урока «Проценты».
II. Изучение нового материала.
1. Объяснение можно проводить методом беседы.
Вопросы: 1) Сколько килограммов в одном центнере? (100 кг). Какую часть центнера составляет 1 кг? (0,01).
2) Сколько сантиметров в одном метре? (100 см)
Какую часть метра составляет 1 см? (0,01)
3) Сколько ар в одном гектаре? (100 а)
Какую часть гектара составляет 1 а? (0,01)
4) Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по- французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком «%».
5) Записать в тетради:
6) Предлагается ученикам найти определение процента, прочитать и запомнить. В тетради записывается определение процента:
7) Как правильно читать? (Читают соответствующий абзац пункта до задачи № 1.)
8) Запомнить равенства: (вывешивается плакат).
0,1 = = 10% 0,25 = = 25% 0,5 = = 50% 0,75 = = 75% 1 = 100%
III. Закрепление.
1. Повторить по вопросам:
а) Что называется процентом?
б) Как называют 1% от центнера, метра, гектара, рубля?
2. Решить № 1561 (1–3), 1562 (1–3), 1563 (1–3), 1566, 1567.
3. На повторение № 1594.
IV. Итог урока.
1. Тест.
1) Процент – это:
а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа;
в) десятая часть числа.
2) 8% – это:
а) 0,08; б) 0,8; в) 0,007; г) 0,0007.
3) 0,269 – это:
а) 269% б) 2,69% в) 26,9% г) 0,269%.
4) 25% класса – это:
а) половина учеников класса; б) четверть учеников класса;
в) пятая часть класса; г) двадцать пятая часть класса.
2. Составьте текст задачи, используя чертеж:
Узнайте и покажите на циферблате часов, когда пройдет встреча, если указано время выхода.
V. Домашнее задание: п. 40 (до задачи № 1); № 1596, 1599, 1602 (а). В математический словарь: процент.