Поурочные разработки по Математике 6 класс
Решение уравнений - РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели: вести понятие корня уравнения; ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений, с решением задач нового типа; отрабатывать умение решать уравнения; развивать грамотную математическую речь.
Ход урока
I. Организационный момент и анализ контрольной работы
1. Познакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
II. Устный счет
1. Раскройте скобки:
2. Решите уравнения:
3. Найдите значение выражений:
— Запишите ответы в порядке возрастания.
-29, -7, -6, 3, 19. (Титло.)
— Прочитайте получившееся слово.
— Как вы думаете, что оно обозначает?
В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком, который писали над буквой. Этот знак назывался ТИТЛО.
4. Который теперь час, если оставшаяся часть суток в 2 раза меньше предыдущей?
5. Квадраты двух последовательных натуральных чисел отличаются лишь перестановкой последних двух цифр. Найдите эти числа. (13 и 14. 132 = 169, 142 = 196.)
III. Индивидуальная работа
1 карточа
Упростить выражение:
2 карточка
Упростить выражение:
IV. Сообщение темы урока
«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». (А. Эйнштейн).
— Сегодня мы будем решать уравнения, используя их свойства.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Какое равенство называют уравнением? (Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.)
— Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.)
Решите уравнение, применив сначала распределительное свойство умножения:
1 способ
5 · (х - 3) = 20
5х - 15 = 20
5х = 20 + 15
5х = 35
х = 35 : 5
х = 7
— Как по-другому можно решить уравнение? (По правилу отыскания неизвестных компонентов.)
2 способ
5 · (х - 3) = 20
— Что неизвестно в уравнении? (2 множитель.)
— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)
х - 3 = 20 : 5
х - 3 = 4
— Что неизвестно? (Уменьшаемое.)
— Как найти неизвестное уменьшаемое? (Надо к разности прибавить вычитаемое.)
х = 4 + 3
х = 7
2. Работа над новой темой.
а) Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
— Проверим, является ли число 7 корнем уравнений х — 3 = 4 и 5 · (х — 3) = 20.
Так как 7 — 3 = 4 и 5 · (7 — 3) = 20, то 7 — корень уравнения.
— Сравните два уравнения: 5 · (х - 3) = 20 и х - 3 = 4.
— Как из первого уравнения получить второе? (Второе уравнение можно получить, разделив обе части первого уравнения на 5 или умножив на 1/5.)
— Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений будет одно и то же число.
— Поэтому корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
б) Решите уравнения: х + 8 = —15, (х = —23); х — 3 = -20, (х = —17); 37 — х = —5, (х — 42).
— Эти уравнения решались с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.
— Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел. (0.)
— Как можно получить в левой части уравнения только слагаемое с х? (Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части уравнения.)
Рассмотрим эти уравнения:
— Слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. Возьмем другие уравнения: 6х = 3х + 9.
— Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с х были только слева.
— Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-3х).)
— Имеем:
6х - 3х = 3х + 9 - 3х,
6х - 3х = 9,
3х = 9
х = 3
Или надо перенести слагаемое 3х из правой части уравнения в левую с противоположным знаком.
3х - 19 = 4х - 10, получаем:
3х - 4х = -10 + 19,
-х = 9
х = -9
— Какой же можно сделать вывод? (Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.)
— Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой — известные числа.
3. Работа с учебником.
— Учебник, стр. 231. Прочитайте текст под рубрикой «Говори правильно».
— Склоняется ли название букв в математике? (Склонять название букв в математике не принято.)
Например: х = 3, «икс» равен трем; k = 4, «ка» равно четырем, у = —5, «игрек» равен минус пяти.
— При чтении уравнений помните, что названия букв х, у, z — мужского рода, а названия остальных латинских букв — среднего рода.
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1314 стр. 231 (на доске и в тетради).
— Какое свойство уравнений мы применили?
— Прочитайте уравнения.
Решение:
а) 8х + 5,9 = 7х + 20
8х = 7х + 20 - 5,9
б) 6х - 8 = -5х - 1,6
6х = -5х - 1,6 + 8
2. № 1317 (а, б) стр. 231 (на доске и в тетрадях).
— Для чего мы умножаем обе части уравнения на одно и то же число? (Чтобы избавиться от дробных чисел.)
Решение:
а) Какой наименьший общий знаменатель у дробей 7/9 и 2/3? (9.)
— Умножим обе части уравнения на 9.
б) Какой наименьший общий знаменатель у дробей 1/2, 1/4 и 2/3? (12.)
— На какое число надо умножить обе части уравнения? (На 12.)
(Ответ: х = 18, у — 60.)
3 . № 1320 (а) стр. 232 (на доске и в тетрадях).
1 способ
— Как называются числа в пропорции?
— Сформулируйте основное свойство пропорции.
2 способ
— Решим это уравнение другим способом: с помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то же число.
(Ответ: х = 17.)
— Сравните эти два способа решения.
— На ваш взгляд, какой способ удобнее?
VII. Самостоятельная работа
Вариант I
Решите уравнения:
Вариант II
Решите уравнения:
VIII. Физкультминутка
IX. Повторение изученного материала
1. Вынесите общий множитель за скобку.
2. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.
X. Подведение итогов урока
— Какое равенство называют уравнением?
— Что значит решить уравнение?
— Объясните, что такое корень уравнения.
— Как проверить, верно ли решено уравнение?
Домашнее задание
Рассмотреть примеры 2 и 3 в учебнике на стр. 229—230. Выучить формулировки свойств уравнений.
№ 1342 (а—в) стр. 234, № 1350, 1351 стр. 235.