Путешествие по городу

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

Путешествие по городу

Урок-соревнование

Внетабличное умножение и деление

3-й класс

Цели урока:

Обучающие:

• Закрепить навыки решения примеров на внетабличное умножение и деление.

• Закрепить умение применять внетабличное умножение и деление в решении задач.

Развивающие:

• Развивать фантазию и воображение детей.

• Развивать математическую память и внимание.

Воспитательные:

• Воспитывать стремление к достижению цели.

• Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

• Куклы Буратино и Незнайка.

• Схема маршрута по городу.

• Сигнальные карточки.

• Карточки с примерами.

• Зачётные листы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Математика — наука,

Очень важная для нас.

Я желаю вам удачи.

За работу, в добрый час!

2. Подготовка к путешествию

Учитель:

— Буратино И Незнайка приземлились на самолёте в городе Ростове-на-Дону. Им известно, что это город юных математиков, а значит, придётся всё время считать. Они не очень любят этот предмет, считая его скучным. Но любопытство взяло верх. Решили попутешествовать по городу. И в первую очередь заглянули в математическую школу Лицей № 33 “Физико-математический”.

На дверях висит девиз:

Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

“Заходить или не заходить?” — думают Буратино и Незнайка.

Давайте, ребята, пригласим их в свой класс, расскажем о математике, покажем, как мы считаем. Может быть, и они полюбят этот предмет. Совершим вместе с ними прогулку по городу.

Сегодня будет необычный урок. Мы будем путешествовать на нашему городу. Посмотрите на схему нашего маршрута.

(Демонстрируется схема маршрута.)

(Схема: школа, музей краеведения, парк им. Горького, улица Пушкинская, книжный магазин, ларёк школьных принадлежностей, театр кукол, аэропорт.)

Учитель:

— Удобнее будет путешествовать двумя командами: 1-й вариант — первая команда, 2-й вариант — вторая команда. Помощниками Буратино будет первая команда “БУР”, помощниками Незнайки будет вторая команда “ЗНАЙ”.

Так что будем работать, соревнуясь друг с другом. Но прежде чем приступить к работе, надо проверить свои силы, размяться. А гости пусть посидят и послушают нас.

3. Разминка “Мозговая атака”

• Устный счёт.

99 уменьшите в 11 раз.

80 уменьшите на 38.

96 : 12

54 : 2

64 : 16

Во сколько раз 10 меньше 60?

Увеличьте число 37 в 2 раза.

Сколько раз по 3 содержится в числе 42?

Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 64?

(Проверка ответов сигнальными карточками.)

Учитель:

— Поставьте себе в зачётный лист столько баллов, сколько у вас верных ответов.

• Работа с карточками.

(Дети получили карточки, на которых написаны примеры по вариантам.)

За 2 минуты напишите ответы к примерам.

1-й вариант


2-й вариант

68 : 17

14 х 3

80 : 16

12 х 2

56 : 14

17 х 5

78 : 13

18 х 5

57 : 19

13 х 4

60 : 12

16 х 4

(Проверка ответов сигнальными карточками.)

Учитель:

— Поставьте себе в зачётный лист заработанные баллы. Разминка окончена. Кто готов в путь по городу?

4. Идём в музей краеведения

Пропуском в музей для Буратино и Незнайки будут являться решённые примеры на порядок действий.

1-й вариант

52 - 32 : 4 + 12

2-й вариант

84 - 24 : 6 + 18

Ответ у Буратино: 32. Ответ у Незнайки: 62.

Учитель:

— Вы согласны с такими ответами? Давайте им поможем. Как вы думаете, какую ошибку они допустили при решении примеров на порядок действий?

— Команды помогли своим гостям. Можно осмотреть первую достопримечательность города. Вот мы в здании музея краеведения. Побродили по залам музея, пришли в восхищение от его экспонатов и вышли в город.

5. Физминутка

Стайка маленьких утят,

Ковыляя по дорожке,

К озеру быстрей спешат

Поплескаться в нём немножко.

Крылышками машут,

Лапочками пляшут,

Влево, вправо повернулись,

В воду разом окунулись.

6. Парк им. Горького

Учитель:

— Как же пройти мимо прекрасного парка им. Горького, так любимого всеми горожанами? Но чтобы его посетить, надо иметь входной билет. А для этого нужно выполнить разнообразные задания.

Задача. Учащиеся нашего класса собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев сохранили учащиеся, если использование 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево?

Учитель:

— Я не знаю, справятся ли Буратино и Незнайка с этой задачей, а ребята нашего класса, конечно, решат её. Запишите решение в тетрадь.

— Пока ребята решали эту задачу, Буратино и Незнайка приготовили им следующую. Какая команда первая справится с решением и ответит на вопросы?

1-й вариант:

Задача Буратино. Путешественники летели на самолёте 3 ч со скоростью 600 км/ч и 5 ч ехали на машине со скоростью 80 км/ч.

Какой путь проделали путешественники?

2-й вариант:

Задача Незнайки. Путешественники летели на самолёте 3 ч со скоростью 700 км/ч и 2 ч ехали на машине со скоростью 50 км/ч.

Какой путь проехали путешественники?

Проверка:

— Кто решил по действиям? Объясните.

— Кто составил математическое выражение?

— Что представляет собой выражение к этим задачам? (Сумма двух произведений.) Объясните значения всех компонентов выражения.

Учитель:

— Я думаю, что Буратино и Незнайка остались довольны своей работой в составлении задачи и работой класса.

Мы с вами выходим на прекрасную улицу Пушкинскую. Длинная аллея, усаженная декоративными деревьями и разнообразно сгруппированными клумбами и цветами, приводит в восхищение.

Зашли в ближайшее кафе перекусить. Увидели брошенные куски хлеба и тут же составили задачу.

Задача. В школьной столовой отходы хлеба в день составляют 1 кг. Если будут такие отходы ежедневно, то сколько их будет за 6 рабочих дней недели? За 25 учебных дней месяца? За 210 учебных дней в году?

(Дети решают задачу устно.)

— Вспомните, каким трудом достаётся хлеб человеку! Так имеем ли мы право его выбрасывать?

7. Улица Большая Садовая

Учитель:

— Свернули на центральную улицу города Большую Садовую. Осматривая её достопримечательности, зашли в большой книжный магазин. Буратино и Незнайка заинтересовались книгами и кое-что купили для себя.

Задача. Буратино в первом отделе заинтересовали 48 книг, а во втором отделе — на 2 книги больше, чем в первом. Сколько всего книг вызвало интерес у Буратино?

(Решение в тетради. Составление выражения к задаче.)

Задача. Незнайку в первом отделе заинтересовали 24 книги, а во втором отделе — в 2 раза больше, чем в первом. Сколько книг заинтересовало Незнайку?

(Решение в тетради. Составление выражения к задаче.)

Учитель:

— Чем похожи эти задачи? (Обе задачи на увеличение чисел.)

— Чем они различаются? (Первая задача на увеличение на несколько единиц, вторая — на увеличение в несколько раз.)

— Что представляет собой математическое выражение к первой задаче? (Первое выражение представляет собой сумму числа и суммы.)

— Что представляет собой математическое выражение ко второй задаче? (Второе выражение представляет собой сумму числа и произведения чисел.)

Задача. Выйдя из книжного магазина, Буратино и Незнайка увидели ларёк со школьными принадлежностями и узнали, что 2 альбома стоят 26 рублей.

Буратино задумался, сколько же стоят 7 альбомов? А Незнайка подумал, сколько же я смогу купить альбомов на 65 рублей?

Краткая запись в тетради задачи Буратино:

2 альбома — 26 руб.

7 альбомов — ? руб.

(Решение в тетради и составление выражения.)

Краткая запись в тетради задачи Незнайки:

2 альбома — 26 руб.

? альбомов — 65 руб.

(Решение в тетради и составление выражения.)

Учитель:

— Буратино и Незнайка призадумались. Давайте поможем нашим друзьям и вычислим предполагаемую стоимость их покупки.

— С каким типом задач мы столкнулись? (Приведение к единице.)

— Прочтите записанное выражение.

(Проверка ответов сигнальными карточками.)

— У кого верный ответ, запишите себе балл.

8. В театре кукол

Учитель:

— Теперь можно заглянуть и в кукольный театр. Там идёт спектакль “Математическая радуга”.

(Зрителям предложена задача.)

Задача. В вагоне на волшебный спектакль ехали 19 кукол и 23 животных — зайцев и белочек. На ближайшей остановке вошли 4 гномика. Сколько всего сказочных персонажей ехало на спектакль?

После некоторых не очень долгих раздумий составлены такие выражения:

Буратино: (19 + 23) + 4

Незнайка: (19 + 4) + 23

У ребят: (23 + 4) + 19

Как вы думаете, кто из них прав?

(Обсуждение предложенных выражений. Решение задачи.)

9. В аэропорту

После увлекательного путешествия по городу Незнайка и Буратино едут в аэропорт.

Учитель:

— В ожидании самолёта можно немного поиграть в математическую игру “Что? Как? Почему?”.

• Как найти неизвестное вычитаемое?

• Как изменится значение суммы, если одно из слагаемых увеличить на 2?

• Почему деление можно проверить умножением?

• Как можно по-разному умножить 25 на 4?

• Почему при умножении суммы 49 и 37 на ноль получается ноль?

• Что мы получим, если частное умножим на делитель?

• Почему масса трёх литров воды равна трём килограммам?

• Как можно по-разному заменить число 30 суммой одинаковых слагаемых?

• Что произойдёт с частным, если делитель увеличить в 2 раза?

• Что мы получим, если к разности прибавим вычитаемое?

• Почему сутки равны 24 часам? (Потому что Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа.)

• Когда мы смотрим на число 2 и говорим 14? (Когда это 2 часа дня.)

— Самолёт ждёт своих пассажиров. Кто первый поднимется по трапу?

— Самолёт с Буратино и Незнайкой улетает в Москву, а мы, ребята, возвращаемся в свою школу.

10. Подведение итогов

Учитель:

— Итак, подведём итоги путешествия с Буратино и Незнайкой. Подсчитайте количество набранных за урок баллов.

— Какая команда набрала большее количество баллов?

— Чем интересен был сегодняшний урок?

11. Домашнее задание

Составьте карточки-примеры на воздушных шариках для Буратино и Незнайки (на внетабличное умножение и деление).






Для любых предложений по сайту: [email protected]