Сказка «Золотой ключик»

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

Сказка «Золотой ключик»

Повторителъно-обобщающий урок-игра

Решение примеров и задач

3-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки решения примеров и задач.

• Закрепить навыки решения геометрических задач.

• Формировать умение решения задач на сообразительность.

Развивающие:

• Развивать внимание учащихся на уроке.

• Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

• Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету.

• Воспитывать чувство товарищества на уроке.

• Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

• Куклы или картинки героев: Буратино, профессор Умник, Баба-Яга, Тролль, гуси-лебеди.

• Карта-схема: царство МАТЕМАТИКИ. (Здесь изображены три дороги — направо, налево, прямо... Затем тридесятое царство, за которым железная дверь — её должен открыть Буратино, чтобы попасть в царство математики.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

На уроке снова игры,

Интересные для вас.

Я желаю вам удачи.

За работу, в добрый час!

2. Постановка учебной задачи

Учитель:

— Вы любите сказки?

— Какое высказывание о сказке мы с вами знаем? (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)

— Кому принадлежат эти слова? В каком произведении вы их встречали? (Этими словами заканчивается “Сказка о золотом петушке” А. С. Пушкина.)

— Так сказка — это ложь? А может быть, урок? (Ответы детей.)

— Кому нужна сказка? Только ли маленьким детям? (Ответы детей.)

— Действительно, сказка помогает нам в жизни — она учит и в то же время развивает фантазию и воображение. Вот и мы на своих уроках часто прибегаем к сказкам. Сегодня на уроке математики с нами будет сказочный персонаж Буратино и другие герои.

Вместе мы будем решать примеры и задачи, вместе будем преодолевать трудности на пути к цели.

3. Решение примеров и задач на все арифметические действия

Учитель:

— Буратино, озорной и весёлый, шустрый и сообразительный, часто сопровождает нас на уроках. Он хорошо освоил подаренную ему азбуку и решил серьёзно заняться математикой.

Профессор Умник:

— Но, чтобы проникнуть в царство математики, которое находится за крепкой железной дверью, он должен найти утерянный золотой ключик. Только он может открыть тяжёлую железную дверь.

Кто похитил ключ, вы, ребята, узнаете, если решите все примеры, из результатов которых сложится слово.

Устный счёт:

Код: 1 = ь; 2 = л; 3 = о; 4 = р; 5 = т.

(Решив примеры, дети делают вывод, что ключик похитил коварный Тролль.)

Учитель:

— Теперь Буратино знает, кто похитил золотой ключик, но как его найти? Где?

Профессор Умник говорит, что Тролль находится глубоко под землёй. Но ведь наша Земля огромна. Как узнать, в каком месте он находится?

Профессор Умник:

— Поскольку это сказочный персонаж, вероятнее всего — в тридесятом царстве. У меня есть схема Земли и карта тридесятого царства.

(На листе бумаги начерчена координатная плоскость.)

Я дам вам координаты, а вы по ним определите место нахождения тридесятого царства.

Итак, секретные координаты, которые известны только мне: х = 3; у = 4.

(На индивидуальных карточках с координатной плоскостью дети находят по известным координатам место нахождения тридесятого царства. Записывают на контрольном листе.)

Учитель:

— Поскольку Буратино пока ещё плохо знает математику, мы будем ему помогать. Согласны?

Чтобы быстро переместиться в тридесятое царство, надо тоже быть волшебником или совершить необыкновенные, волшебные вычисления, которые силой нашей мозговой энергии мгновенно перенесут нас в нужное место.

1. Решите числовые ребусы, восполнив недостающие цифры в записи чисел.

2. Найдите корень сложных уравнений.

3. Продолжите ряды чисел, дополнив каждый ряд двумя числами.

Учитель:

— Вот мы и оказались на границе тридесятого царства. Но здесь стоит указатель на три дороги. По какой дороге идти?

Правильный путь нам укажет задача, в ответе которой будет самое большое число.

Все три задачи на нахождение площади. Периметры всех участков одинаковые — 30 км, а площади — разные. Вычислите и убедитесь в нужном направлении.

Направление влево:

Задача. Периметр прямоугольника равен 30 км. Длина прямоугольника равна 8 км. Найдите площадь этого прямоугольника.

(Вычисление: (30 - 8 х 2) : 2 х 8 = 56 км2)

Направление вправо:

Задача. Периметр прямоугольника равен 30 км. Длина прямоугольника равна 9 км. Найдите площадь этого прямоугольника.

(Вычисление: (30 - 9 х 2) : 2 х 9 = 54 км2)

Направление прямо:

Задача. Периметр прямоугольника равен 30 км. Ширина прямоугольника равна 5 км. Найдите площадь этого прямоугольника.

(Вычисление: (30 - 5 х 2) : 2 х 5 = 50 км2)

Учитель:

— От активной мыслительной деятельности тоже устаёшь, давайте немного расслабимся и сделаем зарядку.

4. Физминутка

Мы считали, мы писали

И немножечко устали.

Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны, пошире.

На носки поднялись выше,

Чтоб достали даже крышу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Выше ноги поднимайте,

Раз, два, три, четыре, пять.

В школу весело шагайте!

5. Решение примеров и задач (продолжение)

Учитель:

— Маршрут выбран — идём по тропинке влево. На пути видим избушку на курьих ножках. Здесь, конечно, живёт Баба-Яга. Она может и помочь нам, если будет в хорошем настроении. Но чтобы избушка повернулась к нам передом, надо решить задания, написанные на её стене.

• Является ли квадрат “магическим”?

(Нет.)

• Впишите числа, чтобы квадрат стал “магическим”.

(Дети заполняют пустые клетки. Можно решать в паре.)

Учитель:

— Работа окончена. Смотрите, избушка поворачивается к нам передом! А вот и сама хозяйка избушки. Да она сегодня добрая! Улыбается, встречая нас.

Баба-Яга (кукла):

— Угадайте, сколько мне лет, — говорит Баба- Яга, — тогда я вам подскажу, а может, и помогу чем-нибудь.

Задача. Все говорят, что мне сто лет, а мне не сто лет. Угадайте, сколько. Если сложить сто лет, да ещё полета, да ещё четверть ста, да ещё 500, вот и будет мой возраст.

(Дети считают. Получается:

100 + 50 + 25 + 500 = 675 лет.)

Учитель:

— Но Баба-Яга сегодня оказалась очень сговорчивой, потому что сама не любит Тролля. Баба-Яга предложила своих гусей-лебедей.

Баба-Яга:

— Только они у меня живут в противоположных от меня местах. А вы посчитайте, через сколько времени они будут здесь.

Задача. Из двух противоположных мест, находящихся на расстоянии 500 км, вылетели одновременно навстречу друг другу две стаи гусей. Одна стая летит со скоростью 20 км/мин, а вторая — со скоростью 30 км/мин. Через сколько минут они встретятся и будут здесь?

(Ответ: 500 : (20 + 30) = 10 (минут))

Баба-Яга:

— Я по своему волшебному зеркальцу узнала, где находится Тролль. Гуси вас быстро туда доставят. А если будете с ними поласковее, то и ключик помогут вам достать.

Учитель:

— Вот гуси принесли нас в самую чащу леса с высокими могучими дубами, густой сочной травой и огромным, очень глубоким озером. Ребята предложили гусям пощипать травку, поплескаться вволю в прозрачной воде озера.

Отдыхая, группа детей решила прогуляться по лесу и набрать грибов. Вернулись назад с корзиной. Их просят:

— Покажите, сколько грибов вы набрали.

Задача. Дети отвечают:

— Набрали мы много грибов. Но оказалось, что 1/2 часть всех грибов — несъедобные, 1/8 часть — червивые — их выбросили, а 3/8 грибов мы подарили белкам. А что осталось в корзинке, догадайтесь сами.

(Корзинка пуста.)

Учитель:

— Вдруг на пригорке все увидели фигурку Тролля. Один гусь притворился больным, прихрамывает, еле-еле передвигается. Тролль обрадовался, что будет вкусный ужин, схватил его и потащил в свою подземную пещеру. Храбрый гусь сразу увидел золотой ключик, ярко сияющий в темноте, клюнул в голову Тролля, тот от испуга в обморок упал. А храбрый гусь взял ключик и вернулся в свою стаю, затем торжественно вручил его Буратино. Обратный путь оказался быстрее прежнего.

Вернулся Буратино к железной двери, вставил золотой ключик, повернул его трижды, и дверь открылась.

Он впервые увидел, какой это огромный и, наверное, интересный мир чисел.

Давайте пожелаем Буратино успехов в изучении математике. Кто знает, может быть, из него выйдет великий учёный, такой, как профессор Умник.

6. Подведение итогов урока

Учитель:

— Чем вам запомнился урок?

— Помогла ли нам сказка в работе на уроке?

— Чем именно помогла?

7. Домашнее задание

Составьте на карточке для профессора Умника магический квадрат.






Для любых предложений по сайту: [email protected]