Музыкальные портреты - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыкальные портреты - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Задачи урока: установление связи художественных образов (поэтических, живописных, музыкальных) с жизненными впечатлениями детей; осмысление выразительных возможностей музыки в создании образа человека; постижение интонационных связей музыки с движением, пластикой, связей (сходства и различия) музыкальной и разговорной речи; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

При разработке сценария урока по этому развороту учитель может использовать известный в практике преподавания музыки приём, который обеспечивает, с одной стороны, активность восприятия музыки, с другой — вносит игровой элемент в урок. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. • Сможете ли вы узнать, кто они — обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Звучит пьеса “Баба-яга” из “Детского альбома” П. Чайковского. • Как звучала музыка? • О ком она рассказала? • Какой характер у этого незнакомца?

Мелодия состоит из коротких фраз, окончания которых подчёркнуты акцентами. Пусть ребята выберут те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки, и придумают название для этой пьесы. Наиболее удачные названия, близкие к образу зла, запишите на доске. Затем раскройте тайну замысла композитора и объявите название, которое он дал своему сочинению.

Фамилию композитора дети смогут назвать сами в том случае, если учитель напомнит им уже знакомые произведения П. Чайковского: фрагменты из балета “Щелкунчик”, пьесы из “Детского альбома”, “Октябрь” (“Осенняя песнь”) из цикла “Времена года”.

В “Менуэте” Леопольда Моцарта (1719—1787), отца великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791), учащиеся наверняка услышат танцевальные интонации и ритмы. • Старинная эта музыка или современная? Известно, что многие танцы исполняются парами. • Подскажет ли музыка детям, сколько людей исполняют этот танец?

Для ответа на эти вопросы после первого прослушивания “Менуэта” послушайте с первоклассниками две мелодии (именно две самостоятельные мелодии, а не мелодию и аккомпанемент) — верхний голос, который записан в скрипичном ключе, на высоких звуках, и нижний голос (басовый ключ). • Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая — мужчину и почему? • Какие черты характера присущи танцующим? • Переговариваются ли они во время танца или молчат? Какие музыкальные интонации подтверждают это? • О чём их беседа? • Чем заканчивается танец — согласием или конфликтом, ссорой?

После такого анализа пьесы можно предложить детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы, а затем объявить название произведения и коротко рассказать о жанре менуэта1.

Самым “доступным” для детей портретом на этом развороте станет вокальная миниатюра “Болтунья” Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 —1953). Напомните учащимся произведение, в котором они уже встречались со скороговоркой (“Доброе утро!” Д. Кабалевского). Размышляя с детьми о сходстве и различии музыки и разговорной речи, можно показать, как композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Перед прослушиванием “Болтуньи” прочитайте одноимённое стихотворение А. Барто. Далее, знакомясь с песней, учащиеся поймут, что особенностью прочтения этого стихотворения в музыке является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами: “Что болтунья Лида, мол...”

Пусть дети задумаются над тем, каково отношение авторов этого произведения — поэта и композитора — к его главной героине. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер. В дальнейшем осознание роли повтора главной музыкальной мысли в “Болтунье” поможет детям понять и усвоить особенности формы рондо.

Интерес учащихся вызывает задание в процессе индивидуального и коллективного поиска способов воплощения музыки в рисунке с использованием средств и программ информационно-коммуникационных технологий нарисовать “Музыкальный портрет”, в котором необходимо передать настроение, характер персонажей услышанных произведений и своё отношение к ним.


1 Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский танец. Произошёл от народного хороводного танца провинции Пуату. В XVII в. при короле Людовике XIV стал придворным танцем. Музыкальный размер 3/4. В России менуэт появился в начале XVIII в., его танцевали на ассамблеях Петра I.






Для любых предложений по сайту: [email protected]