Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Задачи уроков: развитие самосознания детей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов; воспитание любви и заботливого отношения к природе как эстетической, нравственной составляющей жизни человека сквозь призму отношения к миру композитора, поэта, художника, выраженного в музыкальных, поэтических образах.

Эти уроки, интегративные по своей сути, призваны привести учащихся к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература или живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

На разворотах “Край, в котором ты живёшь” и “Поэт, художник, композитор” дети ещё раз обращаются к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Такой опыт — художественный и музыкальный — уже есть в багаже первоклассников (например, разворот “Музыка осени”). Пусть учащиеся рассмотрят картину Ф. Васильева, обратят внимание на сочетание красок, композицию и ответят на вопросы из учебника.

Стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встаёт” предложите детям сначала прочитать про себя и подумать над тем, что сделает его чтение вслух более выразительным, что усилит в нём моменты, изображающие появление солнца: темп чтения (быстрый или медленный), нарастание или затихание голоса, выделение каких-либо слов. Чтение стихотворения может сопровождать и пластический этюд.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по этой теме, имеют одно общее свойство — это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы XX в.: “Пастораль”1 (из “Сюиты в старинном стиле” для скрипки и фортепиано) и “Наигрыш” — Альфред Гарриевич Шнитке, “Пастораль” из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” — Георгий Васильевич Свиридов.

В “Пасторали” А. Шнитке ребята наверняка услышат безмятежное настроение, ощущение размеренности. Вся пьеса пронизана светлым колоритом (мажорный лад). В ней А. Шнитке отдал дань старинным композиторам, у которых жанр пасторали был одним из самых излюбленных. Обратите внимание детей на ту особую неповторимость, которую придаёт этой пьесе пунктирный ритм (используя “метод разрушения”, сыграйте пьесу ровными длительностями). Предложите детям внимательно вслушаться в начальную тему, которую играет фортепиано, и самостоятельно определить момент вступления скрипки. Спросите их, что нового они услышали в звучании скрипки. Конечно же короткие звуки, украшающие основную мелодию. Можно предложить ребятам “сыграть” основную тему на воображаемой скрипке, внимательно вслушиваясь в остановки мелодии в конце фраз. Можно сказать ребятам, что музыкальный разговор двух исполнителей называется дуэтом.

“Наигрыш” А. Шнитке — маленькая фортепианная зарисовка. Какие интонации услышат в ней школьники? Песенные, пастушьего рожка, переклички высоких и низких голосов, контрасты звучностей, иногда — острые, неблагозвучные сочетания. Учителю музыки нужно позаботиться о выразительном исполнении этой маленькой пьесы, с её двухголосной фактурой, колористическими эффектами, необычными гармониями.

“Пастораль”2 Г. Свиридова напоминает русскую народную песню. В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке Шнитке. Постоянная смена красок — ярких на более приглушённые, мягкие (чередование мажора и минора) — вносит в настроение произведения оттенок грусти, светлой печали, раздумья.

Логическим продолжением темы взаимосвязи разных видов искусства будет обращение к жанру песни как единству музыки и слова. Можно вновь использовать уже известный методический приём — прочитать детям только стихотворный текст В. Суслова к песне “Добрый день” композитора Я. Дубравина и предложить им подобрать к нему название; решить, как песня должна звучать, какое в ней будет настроение. “Если бы я был композитором, то на эти стихи сочинил бы песню, которая будет...” Важно, определив ключевые слова песни “Добрый день”, поискать вместе с учащимися варианты произнесения их с различной интонационной окраской.

Одним из возможных вариантов начала разучивания песни может быть исполнение её учителем, с подпеванием детьми повторяющихся фраз “Добрый день!”, что требует от них ритмической и интонационной точности вступления, будет обострять слуховую активность, тренировать певческое внимание.

Учебно-практические задачи, связанные с воплощением художественного образа в пении, направлены и на формирование навыка рефлексии. Это требует от учащихся самостоятельной оценки исполнения (как своего, так и своих сверстников) с позиций соответствия характеру музыки, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на качество исполнения, а также самостоятельной постановки учебной задачи (например, что надо изменить).

Следующие два разворота учебника продолжают раскрытие темы утреннего и вечернего пейзажей в произведениях искусства.

Разворот “Музыка утра” знакомит учащихся с двумя контрастными произведениями: “Зимнее утро” из “Детского альбома” П. Чайковского и “Утро”3 из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига. Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. • Но похожи ли они? • Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т. п. • Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? • Можно ли определить, какая из них рассказывает о переживаниях ребёнка? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведений.

В первой части пьесы П. Чайковского “Зимнее утро” многократно повторенная двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, постоянно стремящаяся вверх, передаёт радостное возбуждение ребёнка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. • Что могло вызвать такое состояние? И вдруг — интонация мольбы, просьбы, а может быть, вздоха, жалобы во второй части. • С чем это связано?.. И наконец, третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные учащиеся заметят, что в её окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей.

Очень важно выразительно исполнить пьесу. Дети чрезвычайно тонкие слушатели, и точность их ответа часто зависит от того, как учитель преподнесёт произведение, как раскроет его замысел в своём исполнении.

Слушая “Утро” Э. Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия — тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчётливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них, исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), принципов развития формы (трёхчастность, вариативность). Предложите ребятам выразить своё впечатление от музыки в рисунке, не навязывая конкретного сюжета — будет ли это пейзаж, герои пьесы или цветовое воплощение музыкальных образов.

Естественным может быть переход от разговора о добром, светлом “Утре” Э. Грига к выяснению смысла, понимания детьми приветствия “Доброе утро!”. Предложите учащимся сначала произнести эти слова с разной интонацией, а затем пропеть их в разном характере. Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь, как характер речевой интонации влечёт за собой изменения музыкальной интонации.

Вслед за этим можно разучить заключительные фразы (три повторения) хора “Доброе утро!” из кантаты “Песни утра, весны и мира” Д. Кабалевского (слова Ц. Солодаря). Учитель может выписать на доске это музыкальное приветствие. В процессе разучивания можно предложить школьникам найти разное звучание звука “ля”, отметив его знаками “бемоль” и “бекар”. Так в музыкальном письме мы обозначим просветление звучности, смену минорной окраски интонации на мажорную.

Перед прослушиванием всего хора “Доброе утро!” прочитайте учащимся текст, чтобы при быстром темпе исполнения (скороговорке) первоклассники смогли уловить его смысл. При размышлениях по поводу услышанной музыки можно ввести в беседу термин “контраст”. Контраст эмоциональных состояний (взволнованно, радостно — спокойно, ласково, мягко) влечёт за собой контраст средств музыкальной выразительности: изменения мелодии, темпа, ритма, динамики, сопровождения хорового пения.

Вхождение в тему “Музыка вечера” предполагается начать с жанра колыбельных песен, которые знают все дети (если не по песням мамы, то по заставке к телепередаче “Спокойной ночи, малыши!”). От главной интонации колыбельной — “баю-бай”, в которой соединились все черты такого рода песен (мягкость, нежность, ласка, покой, мелодичность, напевность, неспешность и др.), можно перейти к исполнению и разучиванию с ребятами уже известных им и новых колыбельных.

Драматургия этого урока выстраивается по принципу динамического нарастания с логической кульминацией на “Вечерней музыке” В. Гаврилина (из симфонии-действа “Перезвоны” (“По прочтении В. Шукшина”). Условно схема урока может выглядеть так: интонации колыбельной — исполнение колыбельных — поэтические зарисовки вечера — фортепианные пьесы на выбор (С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Салманов) — “Вечерняя музыка” В. Гаврилина.

Чтение четверостиший А. Фета и И. Никитина можно организовать по цепочке: каждый ученик читает по одной строчке стихотворения. При этом дети должны выразить свои чувства — любование красотой засыпающей природы, наслаждение тишиной и покоем.

Все фортепианные пьесы — “Вечер” В. Салманова, “Вечерняя сказка” А. Хачатуряна, “Вечер”, “Ходит месяц над лугами” С. Прокофьева из “Детской музыки” — объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворённости. Все они мелодичны, песенны. Учитель может обратить внимание детей на использование низких звучностей (наступает темнота) в средней части прокофьевского “Вечера”, развитие в середине “Вечерней сказки” А. Хачатуряна (в сказке происходят какие-то события).

“Вечерняя музыка” В. Гаврилина — поэтичная зарисовка природы. После прослушивания музыки, название которой ребятам не сообщается, можно предложить подобрать существительные к прилагательному “вечерняя” (мелодия, картина, песня, музыка, молитва и т. д.), а также привлечь внимание ребят к тому, что это произведение исполняет хор без сопровождения. • Что напоминает им главная мелодия произведения, которую исполняет высокий женский голос — сопрано: одинокий плач человека? птицы? С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале произведения, в середине, в конце? Для того чтобы ребята запомнили эту удивительную по своей красоте и глубине чувства музыку, можно разучить как вокализ (на слог или гласный звук) её главную тему. Даже рисунок нотной записи первой фразы этой мелодии говорит о её мелодичности, напевности.

В процессе исполнения главной мелодии “Вечерней музыки” с ориентацией на нотную запись можно познакомить школьников с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначения динамики, темпа, которые подчёркивают характер и настроение этой музыки. Главную тему “Вечерней музыки” можно исполнить с помощью пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке или украсить мелодичными звуками треугольника (например, на сильные доли такта).

Вновь подчеркнём значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Чрезвычайно важно вести работу на контрастах, например, сложного и простого материала, глубоко личного, заставляющего уже первоклассников задуматься о вечных проблемах жизни, и игрового, развлекательного, озорного, того, что непосредственно происходит в их жизни.

Закрепить представления об образах природы в музыке поможет выполнение учебно-творческих заданий в рабочей тетради.


1 Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский) — музыкальное произведение — опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса, связанные с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

2 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 4 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

3 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 3 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]