Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Задачи уроков: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, развитие навыков самоанализа, самооценки и одновременно оценивания результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников через осмысление особенностей воплощения образного содержания музыки, включая собственное исполнение.

Мотивации учащихся, их включению в учебную деятельность способствует прогнозирование жизненных ситуаций бытования музыки на материале поэтического текста (см. с. 4 в рабочей тетради: “Вслушайся, весь мир поёт — /Шорох, свист и щебет./Музыка во всём живёт!/Мир её волшебен!”) и предложенных учителем музыкальных произведений. Составление сценарного плана этого урока направлено на знакомство детей с народными песенками-попевками. Их сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и события жизни человека.

В ролевой игре “Играем в композитора” учащимся предлагается определить характер, настроение песенок, их жанровую основу.

Для расширения словаря эмоциональных терминов на этом и последующих разворотах учебника предлагаются слова, из которых дети выбирают наиболее соответствующие характеру каждого из фольклорных текстов.

Конечно, не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. Важно в игровой, увлекательной форме предложить ребятам войти в роль композитора. В результате возникают песенка-закличка “Солнышко”, песенка-считалка “Гори, гори ясно...”, песня-марш “Трам, трам, трам”, колыбельная “Баю, баюшки, баю”.

Главное, чтобы мелодекламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживлённую, радостную, энергичную. Вокальные “опусы” детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений (например, покачивания колыбельки).

Наиболее удавшиеся индивидуальные импровизации, самые яркие мелодии или даже отдельные интонации, ритмы аккомпанемента можно разучить всем классом. Эти импровизации можно выстроить как своеобразную композицию, где органично соединятся пение (сольное или всем классом), инструментальная импровизация-проигрыш, ритмические движения, пластические композиции. Учитель же должен быть готов к тому, чтобы предложить детям свои короткие импровизации-сочинения на представленные в учебнике тексты.

Вдохновившись приёмами рождения песни в фольклорной традиции, попытаться всё-таки сложить её. А затем разыграть так, как этого требует природа народного песнетворчества — естественно и свободно, без традиционных шаблонов и стереотипов, так, как спелось и сыгралось, от души. Учителю предлагается ступить на путь ученичества и вместе с первоклассниками погрузиться в увлекательный мир композиторского творчества.

Определённую помощь в импровизациях может оказать постепенное освоение школьниками элементов музыкальной грамоты в процессе разучивания русских народных песенок, игры на “немой клавиатуре”, разгадывания занимательных ребусов (см. с. 8—11 в рабочей тетради).

Дидактические игры с использованием интерактивной доски (в компьютерном классе возможна работа в парах и малых группах) на соотнесение рисунка с характером звучащей музыки (“Прослушайте музыкальное произведение и с помощью интерактивной доски ответьте, к какому жанру можно отнести это произведение. Определите характер музыки”) становятся своеобразными мини-тестами, ответы на которые будут свидетельствовать об эффективности достижения учащимися планируемых результатов обучения.

Открывая разворот “Душа музыки — мелодия”, напомните ребятам ситуацию, которая так часто случается с каждым из нас в жизни, — какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию про себя, мурлычем её, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у неё слова, кто её исполнил и тем более, кто её сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, — мы всегда выделяем в ней мелодию. Мелодия — это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.

Три пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского — “Сладкая грёза”, “Марш деревянных солдатиков”, “Вальс” (или “Полька”) — создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения. Перед их прослушиванием напомните школьникам, что с музыкой Чайковского они уже встречались на страницах учебника, и наиграйте “Па-де-де” из балета “Щелкунчик”.

Опираясь на простые жанры музыки — песню, танец и марш, учитель вместе с детьми выявляет их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто не поёт голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано, — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента. В танце — движение и ритмы, плавность и закруглённость мелодии и узнаваемый трёхдольный размер в вальсе, подвижность, чёткие акценты, короткие шаги в польке. Характерные черты этих жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования. Первое, что могут сделать учащиеся вместе с учителем, это попытаться спеть мелодии этих пьес без слов, на какой-либо слог (ля, да, ма и т. п.) в удобной для пения тональности.

В песне отчётливо слышна плавная мелодическая линия, которую учащиеся могут сыграть на воображаемой скрипке, изображая длинные, певучие движения смычка.

В марше пальчики-“солдатики” маршируют на столе или на коленях (если в классе нет столов и парт), играют на воображаемых барабанах. Можно также под “Марш деревянных солдатиков” организовать игрушечный парад: девочки исполняют пульсацию марша движением согнутых в локтях рук кукол, мальчики играют её на барабанах. Руководит парадом дирижёр с жезлом (указкой).

В вальсе дети могут ритмично покачивать корпусом и руками над головой влево-вправо, в польке — исполнять равномерными хлопками пульс танца, а акценты в начале или в конце фраз отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек.

Прежде чем начать выполнять задание из учебника и записывать пульс вертикальными линиями, можно предложить детям изобразить его в воздухе воображаемыми мелками под музыку. Два-три ученика могут делать это на доске.

Исполнение музыки учителем открывает несравнимо большие возможности не только при организации детского музицирования, но и при интонационно-образном анализе музыки детьми, который требует постоянного вслушивания в отдельные элементы музыкальной речи, их вычленения, подчас нарочитого подчёркивания, а иногда и изменения (метод разрушения). В результате использования такого приёма можно озадачить детей вопросами: что произошло с маршем? Сохранился ли его “игрушечный” характер? Что делало его “игрушечным”?

Учитель может рассказать детям о том, что П. И. Чайковский посвятил свой знаменитый “Детский альбом” (1878), в который вошли 24 пьесы, своему племяннику Володе Давыдову.






Для любых предложений по сайту: [email protected]