Музыка осени. Сочини мелодию — МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыка осени. Сочини мелодию — МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Задачи уроков: формирование эстетического отношения к действительности, развитие ассоциативно-образного мышления, воспитание чувства сопричастности к природе через сопереживание чувствам, выраженным в музыке и установление связи между поэтическими образами, рисунками художника, музыкальными произведениями П. И. Чайковского и Г. В. Свиридова, детскими песнями и впечатлениями детей об осени.

“Музыка осени”. Разными настроениями пронизаны стихи А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, поэтическая зарисовка из русского фольклора. Важно, чтобы чтение стихов детьми и учителем было предельно выразительным и в то же время музыкальным: напевно, неторопливо, с грустной интонацией — “Скучная картина...”; ритмично, бодро, в стиле заклички — “Осень, осень, в гости просим”. А как прочитать стихи Пушкина? Пусть ребята задумаются, с каким чувством поэт пишет об осени: “Унылая пора! очей очарованье!..” • Могут ли эти стихи прозвучать печально, грустно или с восторгом, с восхищением красотой увядающей природы?

Музыкальность стихов органично переплетается с образами музыкальных сочинений, которые звучат при изучении этой темы. Так, народные стихи об осени можно предложить детям разыграть в народной манере, сочетая пение с движениями, изображающими сюжет. Затем сравнить свои варианты импровизации на этот текст с народной песней, которая приводится в хрестоматии музыкального материала для I класса. Разучивание этой песни позволит учащимся ответить на вопросы: • Похожи ли интонации их сочинений на интонацию народной песенки? • Что их объединяет и что различает?

Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов. На уроке может прозвучать “Осень” Георгия Васильевича Свиридова (1915—1997) из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” или фортепианная пьеса “Октябрь” (“Осенняя песнь”) П. Чайковского из цикла “Времена года”.

Слушая “Осень” Г. Свиридова, ребята наверняка обратят внимание на выразительную, напевную в духе русских народных протяжных песен мелодию. “Поёт” её один из самых искусных музыкальных инструментов — скрипка. Голос скрипки сродни человеческому голосу. Возможно, тембр этого инструмента дети смогут определить самостоятельно.

Какими чувствами наполнена эта музыка? Передаёт ли эта музыкальная зарисовка природы определённое состояние души человека, любующегося красотой осени — золотой, яркой, солнечной, или человека, переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?

В пьесе “Октябрь” (“Осенняя песнь”) П. Чайковского стоит выделить плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека — печаль, грусть, прощание с теплом, светом.

Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность музыки объединяют эти две пьесы русских композиторов. В них — задумчивость, щемящая грусть, а может быть, и одиночество. Ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни. Можно сказать ребятам о том, что, передавая определённое эмоциональное состояние, композитор, как и поэт и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые (мажор, или мажорный лад) или более приглушённые, неяркие, а подчас и тёмные (минор, или минорный лад). Так в каком же ладу написаны эти две пьесы русских композиторов?

При знакомстве детей с песней “Капельки” В. Павленко (слова Э. Богдановой) можно сразу привлечь их внимание к припеву. Повтор одной и той же интонации (спойте её с классом) вносит в песню некоторую монотонность, однообразие. И это не случайно. Эта изобразительная интонация очень выразительна, в ней суть песни. Разучивание песни можно начать с припева. В этом случае возникает несложная композиция: учитель поёт запев каждого куплета, а дети — только припев. Это поможет школьникам понять форму песни — куплетная (с запевом и припевом). В дальнейшем такого рода двухчастная композиция может исполняться так: запев — хор, припев — солист (или солисты) или наоборот.

Песня “Скворушка прощается” Т. Попатенко (слова И. Ивенсен) любима не одним поколением младших школьников. На её примере наглядно видно, как настроение текста и музыки взаимосвязано. Лирический характер стихов выражен распевной мелодией, звучащей в неторопливом темпе, негромко. Какие музыкальные краски использует композитор для передачи осеннего печального настроения?

При разучивании мелодии песни нужно стремиться к напевному, округлённому звучанию гласных, особенно в тех фразах, где часто встречается гласная “е”. В начале разучивания песни необходимо приучать детей к распределению дыхания по фразам. А помогать формированию этого навыка будут дирижёрские жесты учителя. В дальнейшем нужно стремиться к сознательному определению фразировки самими учащимися.

На последующих уроках, на заключительном этапе разучивания песни “Скворушка прощается”, можно предложить ребятам выбрать музыкальные инструменты, которые смогли бы украсить её звучание, подчеркнуть её характер и настроение. Вероятно, из нескольких предложенных инструментов (ложки, барабан, бубен, треугольник, румба, металлофон) дети выберут звонкие, прозрачные голоса треугольника и металлофона. На них можно исполнять начало или окончание фраз. Игра на фортепиано в четыре руки, несомненно, подчеркнёт лирический характер песни.

Главное, чтобы при восприятии и исполнении музыкальных произведений, предложенных на развороте “Музыка осени”, учащиеся прониклись особым чувством сопричастности к природе, тем добрым отношением к ней, которое выражено в музыке. Учебно-практические задачи, связанные с воплощением художественного образа в пении, направлены и на формирование навыка рефлексии. Это требует от учащихся самостоятельной оценки исполнения (как своего, так и своих сверстников) с позиций соответствия характеру музыки, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на качество исполнения, а также самостоятельной постановки учебной задачи (например, что надо изменить).

Можно дополнить методическую разработку данной темы следующими вопросами и заданиями для детей: • Какие стихи, приведённые на этом развороте, близки разученным песням? • В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза? • Как ты думаешь, какое у неё настроение? • Какое из музыкальных произведений понравилось бы Музе больше всего и почему? • Вспомни, с какими стихами, рассказами о приметах осени ты познакомился на уроках чтения в школе или дома с родителями.

Поиск ответа на вопрос “Что объединяет рисунки в учебнике, изображающие осеннюю природу, и музыку, которая прозвучала на уроке?”, а также обращение к разделу “Природа и музыка” (“Осень глазами фотографа” и “Осень глазами русского художника”) программно-методического комплекса “Мир музыки”1 помогут расширить художественный кругозор детей, решить задачи развития ассоциативно-образного мышления, научить оценивать ответы друг друга.

Разворот “Сочини мелодию” продолжает развивать тему природы в музыке. Вновь в центре урока ролевая игра “Играем в композитора”. Что нужно для того, чтобы сочинить небольшую песенку, например, на стихи А. Барто “Золотая осень”? Учитель предлагает детям выразительно прочитать стихотворение. Что значит “выразительно”? Вероятно, ребята назовут темп чтения (неторопливо, не спеша), скажут о необходимости выделить главное, ключевое слово в тексте (несколько раз повторяется слово “золотая” — золотая стая, золотые листы, золотое письмецо). А что в этом стихотворении помогает услышать шорох листьев? Конечно, часто встречающиеся согласные звуки “з”, “с” и сочетание звуков “ст” (листья, стая, простые, листаю).

Дети нараспев читают стихотворение. Понижения и повышения голоса, остановки (длинные звуки), характерные интонации проявятся уже при мелодекламации. Можно каждому из учащихся предложить спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. Таким образом, выстроится, сложится вся песенка. Этот приём используется обычно в фольклоре — не разучивание, а именно “складывание” песни по фразам, последовательно.

Учитель может выделить из общей коллективной импровизации наиболее удачные, выразительные в музыкальном отношении фразы, а также предложить свой вариант песенки. Её можно разучить сначала без сопровождения. Подбор сопровождения будет следующим этапом сочинения песни. Это может сделать сам учитель, исходя из предложений детей. На какие средства музыкальной выразительности при этом стоит обратить внимание? На характерные интонации, ритмы, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпанемента. Так в сознании детей закрепляются два понятия: мелодия, которая передаёт главную мысль, и аккомпанемент (сопровождение).

Сочинение песенки-диалога “Дождь идёт” также опирается на поиск нужной речевой интонации, на использование эмоциональных определений, приведённых на развороте.

Чередование коротких и длинных звуков в словах “Дождь идёт” приводит к осмыслению детьми ритмического рисунка — две восьмые и четверть. Он может послужить основой остинатного ритмического сопровождения, своеобразной ритмической партитуры. На начальном этапе при украшении вокальной детской импровизации ударными “инструментами” (карандаш, треугольник, кулачки и пр.) целесообразно делить класс на две группы: певцы и инструменталисты. Их функции во время исполнения могут чередоваться.

Чтение “Сказки о барабанах” в рабочей тетради (с. 12—13) поможет практическому освоению понятия ритм.

Развитию интереса детей к музыкальной деятельности способствуют задания, связанные с поиском различных вариантов мелодии к данному стиху, с исполнением своего сочинения от лица разных персонажей любимых рассказов, сказок, мультфильмов, взаимооценка исполнения.

Ещё раз напомните ребятам о том, что Муза вдохновляет тех, кто обладает трудолюбием, усердием, кто хочет научиться новому, подчас нелёгкому делу — сочинению музыки.


1 См.: Мир музыки. Программно-методический комплекс. (Версия для образовательных учреждений. Адаптировано для работы с интерактивной доской. Автор программы и методического пособия Г. П. Сергеева)(CD-ROM). — М., 2008.






Для любых предложений по сайту: [email protected]