Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Сказка будет впереди. Волшебная палочка - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 2 класс
Задачи урока: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения при обращении к сказочным образам; осознание роли дирижёра в музыкальном спектакле; формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки (пение, драматизация, игра в дирижёра), составления исполнительского плана песни, маршей из опер и балетов, анализа музыкальных сочинений, ориентации на нотную запись.
Вводный разворот (шмуцтитул) этого раздела учебника даёт представление о множестве компонентов, без которых не может сложиться музыкальный спектакль: действие на сцене театра, декорации, костюмы героев и т. д. Маски комедии и трагедии, соединённые обозначением нот, — символы радости и печали, чувств, которые выражает музыка и переживают зрители-слушатели на музыкальных спектаклях. Цветной слайд балетной сцены даст повод учителю напомнить музыку из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, с героями которого ребята уже встречались в I классе, а центральный рисунок разворота подскажет, что с героями из балета “Золушка” С. Прокофьева они встретятся на уроках во II и III классах.
Методически целесообразно объединить изучение разворотов “Сказка будет впереди” и “Волшебная палочка” на одном уроке. В этом случае на основе принципа “забегания вперёд” и законов музыкального развития, с одной стороны, осуществляется театрализация (как сценическое представление) исполняемой песни, с другой — учащиеся открывают для себя роль дирижёра в создании музыкального спектакля.
На первом развороте представлена “Песня-спор” Ген. Гладкова (слова В. Лугового) из мультфильма “Новогодние приключения Маши и Вити”. Песня может быть разыграна учащимися по ролям в виде музыкального диалога. Лёгкое, подвижное звучание голоса при исполнении этой весёлой, игровой песни необходимо сочетать с убедительностью высказывания каждого из её персонажей. А это означает — привлечь внимание детей к интонационной выразительности речи. Учитель спрашивает: “С какой интонацией вы сказали бы: “Не бывает в наши дни чудес на свете”, а с какой — возразили бы: “Для тех, кто не верит в них сам”?”
Осуществляя осознанную работу над песней на основе диалога, исходя не только из значения слов, но и из характера говорящего, учащиеся переинтонируют отдельные музыкальные фразы, придавая им разные смыслы и выбирая наиболее подходящий для каждого куплета. Мальчики, например, будут петь напористо, настойчиво, с иронией, с усмешкой и т. п. Девочки — мечтательно, спокойно, но твёрдо, нравоучительно и т. п. Интересно, что возражение может звучать мягко, лирично, ведь убеждать можно и спокойной, тихо.
Стремление исполнить мелодию в определённом характере побуждает искать и соответствующие способы подачи звука, ведёт к выработке навыков лёгкого, короткого дыхания, ясности дикции, мягкой атаки звука, чистоты интонации, различного характера звуковедения (отрывистого или плавного, кантиленного). Всё это, вместе взятое, способствует выразительности исполнения. Важно достичь слияния музыки и действия, движений детей.
Марш из оперы “Любовь к трём апельсинам” С. Прокофьева звучит в сопоставлении с маршем из балета “Щелкунчик” П. Чайковского и “Маршем Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки. В учебнике эти марши подаются через разный характер дирижирования — управления оркестром, без которого ни один музыкальный спектакль не состоится. Овладеть “волшебной палочкой” дирижёра и самим продирижировать музыкой не только увлекательное занятие для детей, но и активный способ её постижения. На развороте дана нотная запись, которая позволит направить внимание ребят на некоторые особенности маршей.
Запись начальной фразы марша П. Чайковского и дирижирование им позволит учащимся определить, что это марш для детей, которые радостно, легко двигаются на сцене в соответствии с характером звучания — мелодия звучит тихо, отрывисто. А каким будет дирижёрский жест учеников?
Марш из оперы С. Прокофьева — задорный, энергичный. К нему дана нотная запись вступления — характерный ритм барабанной дроби, благодаря которому никогда не спутаешь марш с какой-либо другой музыкой. Этот ритмический рисунок с акцентами, указанными в нотной записи, дети могут исполнить самостоятельно, как бы играя на барабане. Затем предложите им продирижировать этим маршем. Чтобы ярче почувствовать совершенно иной характер марша, отличный от музыки П. Чайковского, можно попытаться спеть классом мелодию марша С. Прокофьева, подражая звучанию барабана, на какие-либо подходящие слоги (например, тра-та-там, там, там, там, трам, та-там... па-пам и др.). В заключение предложите классу выбрать “дирижёра” — ученика, наиболее убедительно выразившего характер музыки в жесте; “барабанщика” — ученика, наиболее точно исполнявшего ритм марша, и исполнить его повторно всем классом с участием выбранных солистов.
Третья нотная запись на странице учебника — тема “Марша Черномора”.
• Как композитор передал шествие сказочного властелина? Внимание учащихся можно обратить на то, что начинается марш мощно, на два форте раздаются октавные унисоны оркестра. Далее легко, отрывисто, тихо (piano), устремляясь по звукам мажорного трезвучия вверх, звучит первый эпизод марша; и в очень высоком регистре звучит его средняя часть.
Контраст отдельных частей, основанный ещё и на тембровом сопоставлении, придаёт сказочность, фантастичность этому торжественному маршу из оперы М. Глинки. Постоянно меняющиеся интонации этих частей (суровое, строгое, грозное звучание — прозрачное, волшебное, забавное) помогают понять, как композитор раскрывает образ “злого карлы”. С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные “трубные кличи” и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.