Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс
Задачи урока: формирование коммуникативной компетентности детей через расширение опыта сопереживания мыслям и чувствам, выраженным в музыкальных образах И.-С. Баха, и перенесение этого опыта на жизненные ситуации; воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии; выявление различных по смыслу музыкальных интонаций; понимание знаково-символические средства представления информации в музыке; соотнесение графической записи с музыкальным образом; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности (в пении, пластическом интонировании и др.).
На шмуцтитуле к данному разделу учащиеся увидят детей, как бы присутствующих на разных концертах и на репетиции. На центральном фото — дирижёр А. Федосеев, один из ведущих отечественных дирижёров, под управлением которого учащиеся услышат не одно симфоническое произведение. Слева внизу — хор мальчиков Московского хорового училища им. А. Свешникова, справа внизу — пианист Е. Кисин в юности. Рисунок “трёх китов” — своего рода символ песни, танца, марша — трёх основ музыки.
Задача учителя — научить ребят тому, чтобы они могли не только сказать, что на фотографиях изображены музыканты, но и определить, по возможности, жанры произведений, которые они исполняют: концерт для фортепиано с оркестром; произведение для хора, солистов и оркестра (впоследствии дети узнают, что это может быть кантата или оратория); симфоническая музыка.
“Волшебный цветик-семицветик”. Этот разворот поможет учащимся обобщить имеющиеся знания об элементах музыкального языка, взаимодействие которых определяет характер интонации, музыкального образа в целом. Учащиеся, слушая конкретное музыкальное произведение, испытывая те чувства, настроения, которые выражены в нём, представляя его музыкальные образы, персонажей, действующих лиц, начинают понимать, с чем связано своеобразие каждого из них, осознавать тот факт, что музыка живёт на земле для общения людей.
“Музыкальные инструменты”, “И всё это — Бах!”. Эти два разворота знакомят учащихся с творчеством немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685— 1750), который сочинял музыку во всех жанрах (кроме оперы). И.-С. Бах — самый знаменитый композитор, писавший для органа.
Изучение основ православного богослужения сейчас актуально и необходимо, так же обстоит дело и с основами католического богослужения. Россия — многоконфессиональная страна, и уважение к религиозным чувствам людей следует формировать с раннего возраста. Как невозможно представить себе православное богослужение без колокола, так нельзя исключить из католической мессы орган. На органе исполнялись в основном хоралы — религиозные песнопения для католической мессы.
Учащимся предлагается послушать хорал “Утренняя молитва” И.-С. Баха и сравнить его с пьесой П. Чайковского “В церкви”, написанной в хоральном складе, а также “Токкату” (ре минор) из двухчастного цикла “Токката и фуга для органа”.
Глубина содержания произведений И.-С. Баха волнует людей и сегодня, потому что они передают чувства человека, созвучные людям всех времён и народов. Дети услышат и разучат песню “За рекою старый дом”, напоминающую колыбельную. Под звуки “Волынки” представят себе старинный народный танец (“Мюзетт”), а под звуки “Менуэта” — изысканный бальный танец. Эти пьесы были собраны в “Нотной тетради Анны Магдалены Бах” — молодой жены Баха, которую он обучал пению и игре на клавире.