Все в движении. Тройка. Попутная песня - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Все в движении. Тройка. Попутная песня - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс

Задачи уроков: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на основе понимания содержания контрастных музыкальных произведений (Свиридов — Глинка); постижение детьми единства выразительности и изобразительности музыки; включение школьников в активную деятельность (речевые высказывания, вокализация, рисование); развитие эмоционального и понятийного словаря; сравнительный анализ произведений.

Учащиеся познакомятся с пьесой “Тройка” Г. Свиридова. • Какое чувство выражает эта музыка? • А что она изображает? Песенной теме предшествует как бы хоровое вступление, при этом подготавливается изобразительная перспектива — фон сопровождения. Пение и поддержка составляют изобразительную пространственную панораму. Ребята услышат перекличку регистров, смену оркестровых тембров в песенной мелодии (гобой, кларнеты, фагот). Нотная запись позволит привлечь внимание учащихся к особенностям широкой, неторопливо разворачивающейся мелодии, полной иллюзии пения, и изобразительному сопровождению, создающему пульсирующий фон, ощущение движения.

Слушая “Попутную песню” М. Глинки, детям прежде всего надо определить общее настроение музыки — радостное волнение. Предварительно учитель может сказать несколько слов об истории создания этого произведения, чтобы выявить его связь с реальной жизнью и ввести детей в атмосферу праздника, связанного с открытием первой железной дороги в России. Мелодию учащиеся могут выучить с ориентацией на нотную запись. Интересно, что быстрый темп, почти скороговорка, несёт в себе одновременно и ощущение быстрого движения, и волнение человека, охваченного чувством радости. При повторном звучании песни школьникам даётся задание вслушаться в фортепианное сопровождение, чтобы почувствовать, как аккомпанемент передаёт стук колёс, изображает движение мчащегося поезда. Здесь можно провести параллель с изобразительным искусством.

• Может ли художник в картине показать, как поезд движется: трогается с места, набирает скорость, затем тормозит и, наконец, останавливается? • А может ли композитор изобразить в музыке стоящий на месте поезд?

Эти вопросы включают ребят в учебную деятельность, приближая к пониманию специфики музыки как искусства временного, которому удаётся передать явления окружающего мира в движении, развитии. И прежде всего это развитие связано с изменением чувств, настроения человека.

В учебнике предлагаются картина “Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге” (1837 г., художник И. Самокиш) и рисунок, изображающий современный мчащийся локомотив и детей: одни задумчиво сидят в поезде, другие радостно бегут вдоль мчащегося состава.

Изменилась техника, изменились скорости в наш век — век космических ракет, но неизменными остались чувства человека. Он также радуется, веселится, грустит, мечтает, любит... Рисунок даёт возможность учащимся провести аналогию с особенностями построения песни: стремительная, радостная 1-я и 3-я части и распевная, лирическая 2-я часть, что способствует осознанию смыслового значения трёхчастной формы сочинения.

В рабочей тетради учащимся предлагается вписать определения характера музыки над каждой нотной строкой и подобрать цветовой фон, подходящий по настроению каждой части “Попутной песни”.

Нотная запись позволяет увидеть особенности ритмического рисунка мелодии — непрерывность движения восьмыми длительностями в крайних частях песни, усиливающая изобразительный характер мелодии, и более размеренное, спокойное движение мелодии четвертными, половинными, восьмыми длительностями в середине песни, что помогает передать размышление, раздумье человека. Так, нотная запись будет осваиваться учащимися не как самоцель, а незаметно, как средство постижения музыкального, художественного образа произведения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]