Музыкальные инструменты - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыкальные инструменты - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Задачи урока: формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, развитие интереса к культуре своего народа и других стран и регионов, воспитание уважения к отечественным традициям, местным обычаям, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Звучание народных инструментов — свирели, дудочки, рожка, гуслей — ассоциируется у детей с изображением исполнителей — мальчика-пастушка, гусляра, а также со стихами и фрагментами былинного сказа. Вновь детям предлагается выступить в роли композитора и найти нужные интонации, ритмы, краски для “озвучивания” песенки пастушка и старинного напева. Выразительное хоровое чтение текстов под дирижёрским управлением учителя задаёт ритмическую основу будущей мелодии, её логические ударения, фразировку, темп, динамику, характер звуковедения. После ритмизованного чтения можно попросить детей спеть мелодии про себя, а затем наиболее активные школьники могут представить свои опыты вокальных импровизаций всему классу.

Вероятно, не следует перегружать память детей запоминанием тембров народных деревянных духовых инструментов, таких, как дудочка, свирель, рожок. Но умение отличать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного (например, гуслей) нужно развивать уже на этом этапе.

Помощь в этом может оказать работа с программно-методическим комплексом “Мир музыки”1 (раздел “Музыкальные инструменты”). (Знакомство с народными инструментами — гусли, дудочка, свирель, рожок, волынка и др.)

Рисунки на страницах учебника дадут повод учителю рассказать детям о том, что первые музыкальные инструменты появились давно. Все они были сделаны из природных материалов: тростника, дерева, конского волоса. И у каждого народа они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, своих умельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей, имена которых до нас не дошли. Однако о некоторых из них народ сложил легенды, былины, мифы и сказки.

Далее учащиеся слушают в записи фрагмент 5-й (заключительной) части Пасторальной симфонии Л. Бетховена и затем могут спеть её тему (сначала без слов, а затем со словами, сочинёнными к мелодии К. Алемасовой)2. Дети, несомненно, обратят внимание на то, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки, передающей чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, — её отличительные особенности. Несомненно, учащиеся услышат в звучании симфонического оркестра имитацию народных инструментов: спокойно перекликаются свирель и рожок пастуха. Широко разливается мелодия песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе.

Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 16—17) стимулирует интерес учащихся к народным инструментам, к особенностям музыкальной культуры своего региона.


1 См.: Мир музыки. Программно-методический комплекс. (Версия для образовательных учреждений. Адаптировано для работы с интерактивной доской. Автор программы и методического пособия Г. П. Сергеева)(CD-ROM). — М., 2008.

2 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 1 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]